Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет

ПРИВЕТ, НОЖКИ!

Большинство трехлеток ходят, подражая взрослым. Они передвигают ногами автоматически и уже не балансируют руками, как прежде, а размахивают ими так же, как и мы. Когда малыши поднимаются по лестнице, то ставят ноги поочередно. Спускаясь, наоборот, ставят обе ноги на каждую ступеньку. Большинство детей в этом возрасте уже очень хорошо держат равновесие, так что могут пройти по одной линии, ставя одну ногу за другой. Между тремя и четырьмя годами у многих детей происходит остановка в развитии, во время которой закрепляются приобретенные навыки. Малыши, которые в три года ходили уверенно и гармонично, теперь иногда демонстрируют неуверенность и ищут руку взрослого, особенно когда спускаются по лестнице. Возможно, этот «откат» к прежнему поведению соответствует задаче ребенка консолидировать различные периоды своего развития или связан с внутренним страхом, который вызывается необходимостью вступить на новый этап самостоятельности и ослаблением защитной функции родителей.

Четырехлетние дети уже хорошо контролируют свое тело и наслаждаются новыми движениями. Они пробуют все возможные способы ходьбы – вперед, задом наперед, боком, на цыпочках, небрежно прогуливаются. Они могут оборачиваться вокруг себя, не теряя равновесия, спускаться по лестнице, ставя ноги попеременно. Четырехлетки полны энергии, им требуется очень много места, они ищут новых ситуаций, чтобы использовать свои крепнущие мышцы и поэкспериментировать со своими руками и ногами.

Пятилетки удивляют нас резким ростом, особенно вырастают их ноги. В целом они демонстрируют больше самоконтроля, чем год назад. Они любят побегать, но их подвижные игры более дифференцированы и контролируемы.

Среди игр шестилетних детей становится все больше таких, в которых существенная нагрузка ложится на ноги и ступни (салки, прыгалки, «классики» и т.п.). Мы, взрослые, можем помочь развитию детей, радуясь их успехам, поддерживая их интерес к игре, предлагая новые игровые идеи. Необходимо расширять опыт тактильных ощущений у ребенка, например, ему можно предложить медленно подвигать ногами и стопами и сосредоточиться на том, что он чувствует.

Так как наши ноги находятся относительно далеко от наших глаз, они часто остаются без внимания. Они не так тесно связаны с нашим сознанием, как руки, которые автоматически попадают в поле нашего зрения, когда мы что-то делаем. И поскольку большинство взрослых обращают мало внимания на свои ноги, дети легко перенимают такое отношение: им вполне достаточно, что их ножки ходят и бегают. Но все же желательно, чтобы ребенок чувствовал свои ноги и ступни. Ребенку гораздо легче владеть собственным телом, если он ощущает стопы и знает, что может с их помощью уверенно «опираться на мир». Умение ощущать свои стопы может внести существенный вклад в развитие самосознания ребенка и его уверенность в себе.

Игра «Летучая рыбка»

Описание. Эта игра соотносит тактильные ощущения с ощущениями левой и правой сторон тела. Чтобы выполнить двигательные задания, дети должны «увязать» движения обеих ног и рук. Одновременно дается нагрузка на мышцы.

Материалы: каждому ребенку потребуется губка.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол и снимите обувь. Зажмите губку между стопами. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, начали…», подбросьте губку повыше и попытайтесь поймать ее руками. Представьте, что губка – это маленькая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать.

Внимание, приготовились, начали…

А теперь снова положите губку между стопами, и пусть она опять подпрыгнет, так чтобы поймать ее руками.

Пробуем еще несколько раз…

 

Другие книги Клауса Фопеля

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

  • Как научить детей сотрудничать? Части 1-4

Прочесть отрывок Прочесть отрывок

 

Об авторе

Предлагаем вниманию читателей новое издание К.Фопеля - пять книг с общим подзаголовком "Подвижные игры для детей 3-6 лет". В этих книгах представлены групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательными, собранными. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В книге "Привет, ножки!" собраны игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ступни и колени, координировать движения.
Книга адресована психологам, воспитателям, родителям.