Предисловие к серии
Предлагаемые вашему вниманию книги под общим подзаголовком «Подвижные игры для детей 3–6 лет» – сборники разнообразных игр для дошкольников. Игры направлены на развитие как познавательных способностей детей, так и их двигательных умений. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, чувство пространства и чувство ритма.
Задания стимулируют детское любопытство, развивают готовность к обучению и позволяют обнаружить степень их выраженности, дают возможность задействовать в игре ребятам все свое тело и творчески невербально выразить себя, облегчают процесс интеграции в группу трудным, замкнутым и гиперактивным детям, включая их в участие в совместной деятельности со всеми.
Как ведущий группы вы найдете более 400 веселых и оригинальных игр, которые облегчат вашу работу и помогут детям лучше узнать свое тело и сформировать положительный образ себя.
В центре внимания стоит не вопрос об успехе и неуспехе, а о готовности маленького человечка принять новые вызовы (ответить новым требованиям). Каждый ребенок вправе совершить ошибку, которую может сам определить и исправить. Игры учат выдержке и обращению с сиюминутными жизненными фрустрациями, с которыми сталкивается дошкольник. Участвуя в этих играх, дети смогут прочувствовать, что их способность к самоконтролю имеет решающую роль в том, чтобы они стали успешнее.
Также важно, что упражнения дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. Ни один ребенок не игнорируется и не исключается из игры, прямо или косвенно. Личностное удовлетворение, достигаемое тем сильнее, чем лучше удалось что-то сделать своим телом, чем успешнее получилось справиться с новым заданием, помогает ребенку развить положительную я-концепцию. Способность умело и красиво двигаться – важное условие всех позднейших социальных достижений. Ребенок учится воспринимать «интеллект» и эстетику своего тела – важные факторы положительной я-концепции.
Зальцхаузен, апрель 1996
Для социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими слушателями. В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели по игре. У ребенка, который умеет внимательно слушать своих друзей и который чувствителен к невербальным сигналам, больше шансов наладить отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре.
Так же важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться со старшими. Ребенок должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей, воспитателей и учителей.
Однако способность слышать важна не только для межчеловеческой коммуникации: тембр голоса, интонация и музыка затрагивают сердце ребенка. На уровне эмоций вы можете поговорить с малышом о высоких материях. Поэтому важно, чтобы мы как можно раньше открыли детям путь к музыке. Музыка может помочь детям развить позитивное отношение к жизни, испытать желание что-то сделать или ощутить умиротворенность, открыв мир, наполненный разными ритмами. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее.
Игра «Труба, колокол, барабан»
Описание. В этой игре дети должны быть хорошими слушателями, отмечать для себя «значения» различных звуков и, наконец, «переводить» услышанные сигналы.
Материалы: дудочка, колокольчик и тамбурин. (Вы можете вызывать различные шумы и без реквизита, просто хлопая руками, посвистывая или щелкая пальцами.) Кроме того, для каждого ребенка вам потребуется обруч.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Представьте, что вы – мои электронные куклы. Когда игрушка слышит шум, она начинает двигаться. А чтобы ее выключить, нам нужен совершенно особенный сигнал. Когда кукла слышит один громкий удар в барабан, она тихо останавливается и больше не двигается с места.
Какие сигналы приводят кукол в движение? Когда электронная кукла слышит трубу, она начинает бежать так, как бегут на длинную дистанцию. Давайте попробуем, сможете ли вы это сделать…
(Коротко протрубите и дайте детям 10 секунд, чтобы добежать до места; наконец, подайте при помощи барабана сигнал «стоп».)
Когда электронная кукла слышит колокол, она останавливается и обеими руками совершает большой круг назад. Покажите мне, можете ли вы это сделать. (Подайте короткий сигнал колокольчиком и примерно через 10 секунд ударьте в барабан.) Хорошо у вас получилось.
Теперь я хочу увидеть, все ли вы запомнили сигнал «стоп», сигнал для бега и сигнал для рук.
(Играйте только с тремя сигналами, с короткими и длинными интервалами, так чтобы дети успевали за вами. Пусть ритм сигналов постепенно усложняется. Когда дети справятся с тремя сигналами, вы можете обратиться к ним.) Готовы ли вы услышать и выучить четвертый сигнал?... Четвертый сигнал таков: когда в барабан тихо ударили, электронные куклы начинают двигаться, как игрушечные солдатики на службе. Они поднимают по очереди левую и правую ногу в такт с барабаном и подтягивают колени вверх. Теперь давайте потренируемся. (Легко отбивайте в барабан ритм две четверти, так чтобы дети могли двигаться в этом ритме.)
Теперь покажите мне, могут ли электронные куклы использовать уже все четыре сигнала… (Пусть дети потренируются 1–2 минуты. Когда они продемонстрируют достаточную уверенность, вы можете добавить еще одно задание, в котором дети закрывают глаза и полагаются только на слух.)