Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения

Сплочённость и толерантность в группе

 

Когда человек учится или работает с увлечением, он получает удовольствие. В данной книге Вы найдёте немало советов относительно того,  каким образом можно задать должный старт работе учебной или тренинговой группы, сделать так, чтобы встречи доставляли её участникам радость.

Когда в группе создан комфортный микроклимат, её участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают ведущим возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных процессах.

Игры могут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и развитию личности участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако прежде всего игры доставляют удовольствие. В свою очередь удовольствие – лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – всё то, благодаря чему работа в группе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.

Вы можете существенно облегчить себе задачу, если будете рассматривать удовольствие как основополагающий педагогический принцип. Суть в том, что мы делаем всё, на что способны, когда работаем с радостью, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно важна, когда речь идёт о необходимости решать новые сложные задачи.

К сожалению, в работе со взрослыми удовольствию обычно отводится слишком мало места. А ведь определить, доставляет ли совместная деятельность радость, нетрудно. Если уровень положительных эмоций достаточно высок, участники группы оживленны, охотно проводят время вместе, общаются между собой, уважают друг друга и приходят на помощь. Кроме того, они выражают готовность разбираться с неизбежными трудностями, возникающими в группе: конфликтами, проблемами власти и влияния, страхами и опасениями…

 

ОБЩЕНИЕ

Общение тесно связано с доверием. Члены группы должны уметь легко общаться друг с другом, находить общий язык для достижения целей, делиться опытом, выражать чувства, полемизировать и т.д. Общение также начинается с ведущего. Будьте коммуникабельны: помогите участникам привнести их собственные цели в групповую деятельность, ознакомьте с тем, каким образом будет идти процесс обучения и работы, чтобы у них создалось связное представление об этом, поддержите участников при оценке отдельных действий       .

Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действия всей команды. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и единичных обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет её успех.

Нельзя забывать и о способе общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Пригласите членов группы к сотрудничеству, но не давите на них. Подобная свобода делает возможной активную заинтересованность и внутреннюю готовность идти на риск. Если вы хотите открытости в общении, то должны стать хорошим слушателем. Внимательно слушайте, что говорят участники, и покажите, что их вопросы, комментария и предложения интересны. Прежде чем начать игру, поинтересуйтесь, все ли поняли правила. Будьте готовы изменить ход игры, если это приведёт к повышению уровня заинтересованности участников. Практикуйте такой стиль общения, которого от Вас ждут. Члены группы многому учатся, наблюдая за руководителем и делая их этого выводы. Они приходят в смятение, если вдруг замечают разрыв между теорией и реальным поведением ведущего. Позаботьтесь о простоте и спонтанности. Принимайте участие в играх и позвольте себе получать от этого удовольствие…

 

УДОВОЛЬСТВИЕ

Перед руководителем группы стоят серьёзные задачи: он помогает членам группы учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возможности, вырабатывать навыки и т.д. Вы можете усовершенствовать свой стиль работы, если приложите усилия к тому, чтобы занятия группы доставляли бы ещё и удовольствие. Для решения этой задачи материала, представленного в книге, вполне достаточно.

Существует определённый культурно-обусловленный стереотип: удовольствие и игра хороши для обучения детей, а не взрослых. Для некоторых людей удовольствие – это синоним досуга, но никак не элемент процесса обучения. Они считают, что свободное время должно быть наполнено удовольствием и разрядкой от напряжения в противоположность переживаниям, которые сопровождают нас на работе. Лишь в свободное время можно играть, экспериментировать, выражать свою индивидуальность, доставляя удовольствие и себе, и окружающим. Будьте готовы к тому, что Вам вновь придётся иметь дело с участникам, которые думают именно так и которые поначалу не позволяют себе учиться играючи.

Чтобы пробудить желание играть, Вы можете задать линию поведения, которую я бы назвал «соблазняющей компетентностью». Что подразумевается под этим понятием? Будьте радостны, уверены в себе, чтобы члены группы захотели принять активное участие в игре. Одновременно докажите свою компетентность, действуя естественно, управляйте группой легко и непринуждённо. Время от времени активизируйте группу определённой порцией «разумной эксцентрики», предлагая игру, которая может показаться участникам экстравагантной, упражнение, которое не преследует никаких серьёзных целей, а просто доставляет удовольствие.

Мудрый руководитель постоянно заботится об «окнах», паузах в учебном процессе. Игра – это хорошая возможность для восстановления сил и улучшения настроения.

 

 

Игра «Рукопожатие вслепую»

 

Это упражнение способствует улучшению координации движений и учит игроков доверять друг другу (10 минут).

 

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

 

1.       Партнёрами становятся те участники, которые хотели бы лучше познакомиться.

2.       Оба игрока встают друг перед другом так, что за каждым остаётся по 2-3 м свободного пространства.

3.       Они обмениваются рукопожатием и, пристально глядя в глаза друг другу, продолжают стоять на месте.

4.       Затем все участники закрывают глаза.

5.       По сигналу «Марш» партнёры разжимают руки и начинают медленно и осторожно пятиться назад на 2-3 м. При этом руки должны оставаться в том же положении, в котором были при рукопожатии.

6.       После этого один из партнёров говорит: «Иди ко мне». Тогда оба игрока начинают двигаться к исходной точке и, не открывая глаз, пытаются вновь пожать руку партнёра. Затем можно открыть глаза и кратко обсудить результаты упражнения.

 

Замечания: В игре у партнёров возникает впечатление, что они вместе пережили небольшое приключение, а это сближает. Игроки почти ничего не сказали друг другу, а доверие в группе выросло.

 

В книге представлены игры и упражнения, помогающие уже на первом этапе работы создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников. Они формируют толерантное отношение ко всем членам группы, помогают осознанию того, что различия между людьми способствуют расширению наших представлений о себе и о других. Игры в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении, но самое главное, по мнению автора, они доставляют участникам удовольствие. Удовольствие - это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации - все то, благодаря чему работа в группе становится спонтанной, живой и успешной.
Психологи и педагоги смогут использовать эти упражнения как в работе с детьми и подростками, так и для проведения тренингов со взрослыми.
Без иллюстраций.
Бумага офсетная.