Десять размышлений о времени

ПРОЧТИТЕ
СНАЧАЛА
ЭТО


Многое из того, что легло в основу этой книги, присутствовало в моей жизни в течение последних двадцати лет. Многие мысли вплетались в письма, разговоры, статьи, лекции, радиопередачи (в первую очередь я имею в виду свою летнюю радиопрограмму и книги). Многое можно найти на кассете "Необычный бумажник", которую мы с журналисткой Карин Эрнфаль наговорили в декабре 1997 года.

Теперь, по многочисленным требованиям, все это превратилось в книгу. Возможно, выражение "по многочисленным требованиям" звучит несколько претенциозно, но пожелания и впрямь высказывались довольно настойчиво. И меня это не удивляет - после двадцати лет собственных раздумий я понимаю, что другие люди также размышляют о своих отношениях со временем. Они хотят поговорить об этом, получить поддержку своим идеям, обменяться мыслями. Не столько для того, чтобы выбросить этот вопрос из головы, сколько для того, чтобы обдумать его и даже научиться чувствовать себя комфортно во времени с его постоянным течением.

Со временем невозможно разобраться раз и навсегда. Боюсь, вам придется последовать моему примеру- заниматься этим вопросом всю жизнь, то поднимаясь, то спускаясь по лестнице, состоящей из четырех ступеней. Для того, чтобы подняться на первую, вам надо привыкнуть к мыслям иного рода, кроме вечных: "Ну, совершенно нет времени!", "Нет, у меня не хватает на это времени!" или: "Вообще не понимаю, как я все это успею!".

На первой ступени вы должны начать осознавать, что помимо вытеснения у вас есть несколько способов обращаться со временем. Если вам удалось подняться на вторую ступень, это означает, что вы уже почти нашли более конструктивные способы осмысления и использования собственного времени. Возможно, вам не чужды высказанные здесь мысли, вы можете их структурировать, видеть внутренние связи между ними, они вызывают у вас собственные ассоциации. Возможно, вы даже в состоянии добродушно посмеяться над собой и сказать: "Ну вот, опять я за старое!" Поднявшись еще на одну ступень, вы научитесь описывать свои представления о времени и свой способ существования в самой его гуще. Эта ступень очень важна не только с точки зрения общения с другими - она многое дает для собственного мыслительного процесса. Только обобщив обдуманное, можно воспользоваться этим как почвой для дальнейших размышлений. Тогда вам не придется каждый раз начинать сначала. Вы сможете как бы подняться над собой. И благодаря этому перейти на четвертую ступень, на которой можно сравнивать собственный метод и систему мышления с другими, которые также возможны.

На четвертой ступени можно ненадолго задержаться, и тут возникнет ощущение, что вы поняли все самое важное в своих отношениях со временем. Но происходит новое событие, возникает новая жизненная ситуация, или (что чаще всего) вы просто скатываетесь к прежним стереотипам поведения, и вашим высокомерным размышлениям наступает конец. Вам снова приходится начинать с первой, второй или третьей ступени. Однако с каждым разом это дается все легче.

В своей книге я больше не буду возвращаться к лестнице. Это внутренний образ, который, возможно, подходит только мне. Между тем я расскажу о том, что довелось пережить, и поделюсь некоторыми мыслями, которые у меня возникали, пока я взбиралась вверх и скатывалась вниз. Буду очень рада, если эти строки окажутся вам полезны.

Процесс написания был увлекателен. Все его этапы. И собрать старое, и написать новое, и составить из этого совершенно новый букет. А потом, в завершение, поставить на книге ту дату, которую вы увидите ниже. Три единицы и три девятки -тоже не просто так. Не менее загадочно, чем двойка с тремя нулями.

Стенсхювуд
1.1.1999

...

2.
 ВРЕМЯ
ВНЕШНЕЕ
ВНУТРЕННЕЕ

У каждого из нас внутри живет шпион, и он в большей или меньшей степени зависим от окружающих обстоятельств. Если вы только что узнали, что ждете ребенка, вам на каждом шагу попадаются женщины с огромными животами и родители с малышами в колясках. Если у вас возникло подозрение, что бородавка на спине может быть опасна для жизни, вы начинаете постоянно ощущать, как она трется о блузку. Если вы выбрались в лес собирать грибы, каждый желтый березовый лист кажется вам лисичкой. Процесс обучения напрямую зависит от этого внутреннего "шпиона". Пожалуй, нам следовало бы воспринимать самих себя скорее как следопытов, а не как резервуары для приема информации.

Знания играют порой огромную роль в характере и интенсивности наших поисков и переживаний. Как для биолога перед многообразием видов или для знатока музыки в концертном зале. Как для астронома, который видит на ночном небе гораздо больше, чем профан.



Сколько "сейчас"
помещается в четверти часа?

Со временем же дело обстоит несколько иначе. В нас немного "шпионов", которые следят за временем как таковым. Невозможно стать профессионалом в ощущении времени. Можно научиться приходить вовремя, можно стать часовщиком, можно заняться логистикой и организовывать движение потоков, можно выучиться и стать блестящим руководителем проекта, способным организовать выполнение той или иной задачи в кратчайшие сроки, можно стать физиком и погрузиться в теоретические и экспериментальные фундаментальные исследования времени. Но когда я сижу здесь и рассуждаю над тем, как долго может продолжаться четверть часа или сколько "сейчас" вмещается в одном "скоро", мне нисколько не помогает тот факт, что я физик. Конечно же, физики немного лучше, чем другие, умеют отвечать на вопрос: "как определяется секунда" или: "что такое четверть часа", но это мало облегчает задачу, когда я пытаюсь сама себе, используя себя как прибор для измерения, описать, сколько может продолжаться четверть часа или, к примеру, "некоторое время".

Думаю, нам надо развести здесь и в дальнейшем различать два понятия: внутреннее (субъективно переживаемое) время и время внешнее (объективное, по сути своей атомное). Сходство между ними далеко не очевидно. Человек очень плохо умеет регистрировать объективное внешнее время, используя себя в качестве измерительного инструмента. Наши внутренние часы идут по-разному в разные дни и в разное время, даже, возможно, в разные мгновения. Иными словами, они не очень-то надежны.


...

Мы теряем время. Нам всем не хватает времени. Мы покупаем вещи, призванные сэкономить время, но с каждой новой покупкой времени у нас становится все меньше. Как вырваться из этого "беличьего колеса"? Что нужно, чтобы времени стало предостаточно? Над этими вопросами размышляет в своей книге профессор ядерной физики Будиль Йенссон. Книга трижды переиздана в Швеции и переведена на несколько европейских языков.