Эта книга о том, что ждет нас в предстоящие десять лет. «Смелое заявление», — подумаете вы. Ведь проведенные социальные и технологические исследования говорят о том, что каждые десять лет сама скорость изменений1 удваивается. Вспомните, в 1993 г., когда Клинтона избрали президентом, появился CD-ROM, а об Интернете почти никто не знал.
Как же можно предсказать, что случится в предстоящие десять лет, если отличий сегодняшнего мира от мира будущего станет вдвое больше?
Действительно, подробные предсказания невозможны. Ведь когда в Мексиканском заливе рождается ураган, мы не в состоянии предвидеть, что случится в штате Массачусетс через неделю. Но можно проследить движение урагана и более-менее точно определить его направление, даже если не представляется возможным просчитать, каковы будут последствия урагана в том или ином месте.
«Ураган изменений» в течение предстоящих десяти лет совершенно очевиден. Это почти «идеальный шторм», слияние двух основных экономических сил, каждая из которых уже сама по себе может заставить нас поспешить в укрытие. Первая — бурное развитие компьютерных сетей и автономного (т. е. не требующего вмешательства человека) программного обеспечения (непосредственный результат инвестиций последних двадцати лет). Взаимосвязанный, мгновенно реагирующий мир не просто стал более подвижным — он стал более изменчивым. Единственное, что постоянно, — это перемены. Фразу эту повторяют все, кому не лень, хотя далеко не каждый в нее вдумывается. Сегодня перемены стали одновременно и постоянными, и непредсказуемыми. В результате руководители компаний отказываются от стремления предвидеть и контролировать изменения. Вместо этого они пытаются создавать организации, восприимчивые к изменениям и соответствующим образом на них реагирующие, закладывая основу адаптивного управления.
Вторая определяющая экономическая сила возникает в сфере молекулярных технологий, включающих биотехнологии, нанотехнологии и материаловедение. Эти технологии порождают новую волну инноваций и скоро запустят очередной цикл экономического роста, который по масштабам можно будет сравнить с распространением информационных технологий. Вместе новые разработки приведут к «урагану творческого разрушения», выражаясь словами Джозефа Шампетера, и откроют огромные возможности перед отдельными людьми, компаниями и обществом в целом.
Хотя мы не знаем, когда возникнет этот ураган, у нас есть вполне определенное представление о том, что нужно для процветания в условиях постоянных изменений: необходимо стать более адаптивным. В своем Центре инноваций в бизнесе (Center for Business Innovation) мы еще в 1995 г. начали изучать адаптивные системы и модели эволюции. Говоря о концепции адаптивного восприятия, мы используем в этой книге все то, чему научились за эти годы.