Словарь эзотерического сленга

Абсурдность претензий. В семейной или общественной жизни является знаком того, что имеются совершенно иные причины, которые эго обвиняющего человека прячет от самого себя. Пример: у немолодого мужчины молодая жена, которая любит веселые компании, муж бессознательно пытается поссорить девушку с ее друзьями. Главное опасение, что она от него уйдет. Опасения небезосновательные, так как у молодой загораются глаза при виде таких же молодых и веселых. Это по человечески понятно. Но в качестве претензии выдвигается, что: они плохие люди, сломали скамейку на даче, она теперь шатается, можно на гвоздь наткнуться, потом заражение крови будет… Он не может их больше видеть и поэтому она не должна общаться с такими подлыми и вероломными людьми.

Наличие скрытой мотивации разрушительно действует на собственную судьбу и судьбу окружающих. Если человек, страдающий от язвенной болезни, будет принимать лекарства от простуды, то он не вы лечится.

Человек, который неправ, по сути пытается затянуть ситуацию в область личных конфликтов и через это мотивировать свое поведение. Мол, я не сделал порученного, потому что мне не нравится, как этот человек на меня посмотрел.

Акын. Тип человека, который «что видит, то и поет», его можно оставить в квартире с незнакомой женщиной, и через месяц он в нее влюбится. Его можно устроить на завод, и через три месяца он будет поздно приходить домой, так как с работы его уже будет калачом не выманить. Получив небольшую должность, он втайне будет считать себя главным во всем производственном процессе. При этом он забудет про завод на следующий день после увольнения.

Борьба мнений. Существует такой тип людей, которые собирают мнения окружающих на различные темы и устраивают у себя в уме борьбу мнений. Причем каким-то удивительным образом в эту битву затягивается энергия людей, которые эти мнения высказали. Пациент говорит врачу: «Вы мне посоветовали пить такое-то лекарство, но Петр Иванович мне не рекомендует этого делать, а считает, что мне лучше пить травы». При этом сталкиваются советы и мнения людей, которые друг друга в глаза не видели, а тот, кто сталкивает, вроде бы и ни при чем. Это трюк, у человека есть свои тонкие предпочтения, и в зависимости от контекста он подкрепляет свое поведение мнениями авторитетных для него людей. Когда человек поступает таким образом, он создает внутри себя полигон для «битвы роботов». Замечено, что потом на этом полигоне вербальные концепты начинают материализовываться и превращаться в галлюцинации, и человек может получить психическое заболевание.

Борьба нанайских мальчиков. Состояние внутренней борьбы, в которое попадает человек, вместо того чтобы заниматься внутренним примирением. Существует эстрадный номер, в котором артист надевает специальный костюм, представляющий двух борющихся мальчиков. Затем он встает на пол, опираясь на руки и на ноги одновременно, и начинает изображать борьбу, которая идет бесконечно с переменным успехом. То же происходит и с человеком, который «борется» со своими несовершенствами напрямую: что бы он ни делал, какие бы приемы ни применял, целое остается целым. «Хорошее» и «плохое» существует в нем в определенных пропорциях — для того, чтобы соблюдалось равновесие: если одного из них меньше, то это уравнивается перевесом другого. Борьба же всегда ведет к усилению противника. Или же, наоборот, чтобы бороться с комаром, нужно стать размером с комара.

Значительно эффективнее метод, когда человек растет и развивается по направлению к идеалу. В этом случае плохое просто потихоньку сводится в нем на нет. Это похоже на то, как в Индии выращивают деревья в зарослях кактусов. Сперва сажают кактусы, потом, когда кактусы подрастают, среди них разбрасывают семена деревьев. Коровы и козы не могут добраться до молодых побегов. Когда деревья подрастают, они дают такую тень, что кактусы сходят на нет.

Веер возможностей (развернулся, сложился). Когда человек находится в какой-то ситуации, перед ним открывается веер возможностей — несколько дорожек, по которым он может пойти. Он может поступать в ситуации тысячей способов, но лишь при условии, что он не подвержен пристрастию или болезни. В последнем случае веер складывается и остается одна возможность; и так как выбора нет, человек катится по определенной колее. Возможностей огромное количество, они на каждом шагу, но некий вид отравления или отупения делает невозможным все эти возможности видеть, вплоть до отчаяния, такого, что вообще некуда деваться.

«Вы идете в театр с небольшой компанией, билетов в кассе нет, веер возможностей применительно к вашему посещению спектакля сложен. Затем вы покупаете с рук один билет, потенция материализуется, и, когда у вас в руках уже пять билетов, вы имеете возможность выбирать, в партере вас сидеть или в бельэтаже» (В. Куклев).

Вкладывать душу. «Вкладывать душу» в работу — один из вредоноснейших ментальных вирусов советского времени. Душа была, и поэтому нужно было людям указать, куда ее пристроить. Желательно в работу вкладывать профессионализм, а не душу. Иначе получается: «…всю свою жизнь и всю свою душу он вкладывал в производство лодочных моторов…» — потом завод закрыли, за ненадобностью, и где оказалась душа этого человека?

Голуби над головой. В нашей повседневной жизни есть вещи, которые могут создать в нас внутреннее состояние, которое достигается в результате духовных практик. Человек, утомленный повседневностью, в какой-то момент перестает видеть небо, думать о звездах, его ум оккупирован постоянным обсчетом того, что связано с семьей и работой. Иногда, стоя на крыше, свистя в два пальца и глядя на белых голубей, кружащихся над головой, можно достигнуть большего, нежели бормоча молитву и наполовину при этом думая о том, что нужно сделать, купить и позвонить. В «Гимнастике Бодхидхармы» есть поза для медитации, когда человек представляет, что вокруг него кружатся прекрасные золотые бабочки. Часто контакт с природой порождает замечательные, возвышенные состояния.

Гуровать (от термина «гуру» — учитель). Состояние, в которое приходят многие искатели. Так как они получают наставления, например, из книг, то эти наставления отражаются в них иногда лишь внешне и они сами начинают наставлять. В традиционных же школах людям разрешали учить кого-то только по особому распоряжению учителя, сам человек часто не может определить, созрел он или нет для этого. «Захожу в комнату, а он там сидит, гурует. Увидел меня и сразу затих». (Из рассказа более опытного товарища.)

Два шудры. Состояние, которое посещает новичка, вставшего на духовный путь. Прочитав пару книг по индуизму и месяц как перестав есть мясо, Б. рассказывает следующую историю: «Вчера дома открываю дверь в комнату, и что я вижу: на полу сидят два шудры — моя жена с приятелем — и поедают труп курицы!!!» Такое отношение помогает на первых порах побороть собственную тягу к «трупу курицы»; нехорошо, если оно растягивается до конца жизни. Часто у новообращенных в какую-либо религию появляется чувство собственного превосходства, и это чувство питается новыми друзьями, типа «у нас, у спелеологов...». Но членство в чем-либо не может сделать человека хорошим, хотя так хочется просто вступить куда-то и медальоном на груди обеспечить себе светлое завтра.

Дежавюшник. Человек, который с воодушевлением или же скучным менторским тоном рассказывает вам вашими словами концепцию, которую вы ему за месяц до этого сами же и изложили. Такие встречаются обычно среди технарей с идеей патентования. «Если добавить к этому какую-нибудь фигню, то это уже будет не то же самое и можно будет сказать, что это изобрел я». У сильного эго всегда есть проблемы с указанием источников. Представьте себе йога, берущего патент на определенные позы, или христианского подвижника, берущего патент на молитвы.

Держать масштаб. Жизнь подобна прекрасной статуе, но если рассматривать ее очень близко, можно найти на ней царапины и пятна. Так и в жизни. Человек бывает ослеплен своим страданием, ему кажется, что он САМЫЙ несчастный человек на свете. Вот потрясающий трюк эго!

Если смешать килограмм варенья и один грамм дерьма. Получится 1001 грамм дерьма. Важнейший принцип духовного развития: достаточно одной ложки дегтя, чтобы получить бочку дегтя. Пока у человека нет меда (духовной субстанции), то это не так страшно, но чем больше меда, тем страшнее отравить его, тем выше ответственность перед Богом, который дарует этот мед человеку.

Заплатка. Если представить себе знания человека, то их можно уподобить линии, на которой располагается информация, полученная человеком как во время обучения, так и посредством проживания. Когда разговор касается определенной области знаний, человек как бы отматывает назад и направляет свое внимание на область, где эти знания располагаются, производится регистрация — знания есть! Например, 20 лет назад человек прочитал статью о йоге в журнале «Природа», что-то понял, но, если честно, то не понял ничего. Теперь на месте, где должны располагаться настоящие знания, стоит «заплатка мнения», некая видимость знания. Возможно, вы встречали таких людей, они обычно во время разговора очень быстро перескакивают с темы на тему. Человек, который боится сказать, что он чего-то не знает, практически не имеет шанса ничего узнать.
"Словарь эзотерического сленга" - уникальный терминологический сборник понятий и выражений, бытующих в русских эзотерических кругах с 60-х годов прошлого века. Эта книга, конечно, не является словарем в академическом смысле слова, но в обращении она не менее практична. Каждое понятие можно уподобить семечку, из которого вырастает понимание, - настолько, насколько человек пожелает его развернуть в своем внутреннем пространстве, подключив ум, память и чувства.