Осторожно: Стивен Кови! Как разрушить организацию, используя «7 навыков высокоэффективных людей»

ВВЕДЕНИЕ

СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МЕЖДУ
СЦИЛЛОЙ «ПРИЧИНЕНИЯ ДОБРА»
И ХАРИБДОЙ ЦИНИЧНОЙ АЛЧНОСТИ

По роду своей деятельности я очень часто общаюсь с первыми лицами — руководителями предприятий и организаций. Это мои клиенты. Это заказчики организационных изменений — перемен в структуре и культуре своего бизнеса, в отношениях между людьми в организациях.
Перемены в организации — вещь непростая. Очень тяжело изменить характер отношений между людьми и группами и формальные процедуры. Как правило, перемены в организации проходят болезненно — как для руководителей, так и для рядовых сотрудников. Иногда лидеру и группе в процессе перемен приходится расставаться как с существующими привычками и взглядами, так и с реальными людьми, которые когда-то приносили пользу организации и бизнесу.
Я убежден, что все перемены осуществляются и инициаторами с конструктивными и благими намерениями. Вряд ли руководитель будет осознанно наносить ущерб себе или своей организации. Формируя цели организационных изменений, он идет вслед за позитивными образами будущего, представлениями о лучшем устройстве своего бизнеса и организации.
У любого человека есть неотъемлемое право стремиться к лучшему и реализовывать это стремление.
Во многих российских средствах массовой информации господствует мнение, что единственным мотивом бизнеса является жажда наживы: стремление заработать деньги и приобрести новые ресурсы. При этом данный мотив подается как негативный, в противовес «духовности» и «нестяжательству». Поведение предпринимателя часто интерпретируется не как конструктивный способ добиться лучших условий жизни, а как стремление удовлетворить низменные страсти и исполнить порочные желания.
К сожалению, этот стереотип о мотивах бизнеса подпитывается не только обывателями, но и многими «властителями дум» — известными писателями, публицистами, учеными, общественными деятелями.
Очень часто в средствах массовой информации можно услышать рассуждения о том, почему все богатые люди — воры, или как хорошо вести нищенский образ жизни. Особенно хороши рассуждения о нищенском образе жизни в интерьере многомиллионной дачи, недавно купленной «учителем жизни», рассуждающим о нестяжательстве.
Общаясь со своими клиентами, я пришел к выводу, что расхожее мнение о том, что в основе предпринимательства лежат низменные мотивы и алчность, неверно.

Сегодня, когда идеи известного американского специалиста по лидерству Стивена Кови очень популярны в России и воспринимаются как руководство к действию большинством профессиональных менеджеров вплоть до самых серьезных и опытных управленцев высшего звена крупнейших компаний, стоит острая необходимость рассказать о том, к каким отрицательным последствиям может привести романтизм руководителей, вдохновленных идеями Кови. В книге практикующего специалиста по управлению и организационному развитию, старшего научного сотрудника Института философии РАН Владислава Тарасенко, обсуждаются различные ситуации из практики развития российского бизнеса, связанные с поведением руководителей и принятием управленческих решений и рассматриваются ключевые идеи Стивена Кови в перспективе их применения в российских условиях.