Об авторе
Бианки Виталий Валентинович (30. 01.1894, Петербург – 10.06.1959, Ленинград), русский советский детский писатель. Автор книг о жизни природы «
Лесная газета на каждый день» (1928), «Лесные были и небылицы» (1957) и др. Из семьи ученого-биолога. Окончил факультет естественных наук в университете, позднее – занимался в институте истории искусств. Литературную работу начал в 1923 г. С 1924 года
книги Бианки выходили каждый год. За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 книг, изданных общим тиражом около 40 млн экз.
Об иллюстраторах
Юлия Николаевна Абрамова. Родилась в 1981 г. в Москве. Заниматься оформлением детских книг мечтала с детства. Параллельно со школой училась в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств) на отделении живописи и графики, затем с отличием окончила Лицей анимации и кинематографии по профессии художник-декоратор. Сейчас занимается оформительской деятельностью. Считает, что в иллюстрациях можно полнее выразить себя творчески, чем в мультипликации,
где все?расписано по четкому сценарию. Закончила курсы педагога-психолога, преподает детям рисование, а также работает над проектом книги-игры.
Нонна Владимировна Алешина. Родилась 8 марта 1964 г. Окончила Суриковский институт. Сотрудничает с издательствами Москвы, Америки, Италии и Кореи. Она проиллюстрировала 37 книг. Является членом Союза художников г.Москвы, участником республиканских и международных выставок.
Сергей Денисович Яровой. Книжный график и живописец. Родился в 1954 году. В 1980 году закончил МГХИ им. Сурикова. Член IFA. Проиллюстрировал более 60 книг. Картины хранятся в частных собраниях и галереях
России, США, Германии, Австрии и Бразилии.
Джон Гульд. В книгу вошли иллюстрации из книги выдающегося английского зоолога и анималиста
Джона Гульда. Гульд написал и издал множество прекрасно иллюстрированных книг о птицах мира: "Птицы Европы", "Птицы Великобритании", "Колибри", "Птицы Папуа и Новой Гвинеи", "Туканы" и другие. Умер Джон Гульд в 1881 году в
Лондоне. Часть книг, начатых им при жизни, была закончена учениками и соратниками и издана посмертно.
Предисловие в книге, написанное дочерью писателя Е.В. Бианки
О чем же рассказывает Виталий Бианки в сборнике рассказов? О разных животных, конечно. Он их знал и любил, старался рассказать о них так, чтобы читатели,
большие и маленькие (даже еще не читатели, а слушатели), познакомились бы с миром природы, таким удивительным и разнообразным. Своими рассказами и даже сказками (недаром он называл их «сказками-несказками», Бианки старался научить не просто безучастно
смотреть, а заинтересованно видеть.
Много интересного можно увидеть и недалеко от дома, даже в большом сквере или парке. А в Петербурге над Невой — настоящее сказочное чудо — лебедей, когда они весной летят на север к гнездовьям, а осенью возвращаются на юг.
Биологические знания и умение наблюдать, полученные от отца-зоолога еще в детстве, постоянная жизнь
летом (а бывало и зимой) в деревне у леса, речки или озера, позволяли Виталию Бианки находить в окружающей его жизни природы интересные темы для рассказов.
Краткие строчки в записной книжке и более подробные записи в дневнике — это только зерна, из которых писателю надо еще вырастить-создать какие-то произведения. Но и маленькие,
короткие рассказы требуют большого внимания и труда. Особенно если автор, как Бианки, обращается к малолетним читателям-слушателям. А ведь он хочет не просто рассказать о том, что сам видел, наблюдал, а заинтересовать их, дать какие-то сведения о жизни в окружающей их природе, которую они, может быть, и видят, но не замечают.
Автор старается найти, придумать подходящий сюжет. Он должен быть интересен читателю. И тут оказывается возможным, даже нужным, кое-что «присочинить!». Вот, например, автор хочет рассказать, как по-разному летают, прыгают, ползают
насекомые; приходится позволить Муравьишке, который спешил домой, кататься на них, чего в жизни не бывает. Возьмем другой рассказ — «Лесные домишки». Тут автор рассказывает, какие разные гнезда у птиц, даже о беличьем рассказывает, а ведь понятно и маленькому читателю, что не могла ласточка-береговушка проситься переночевать в чужое гнездо.
Элементы сказочности не мешают писателю передать правдивые сведения, а его читателям-слушателям правильно понять написанное. Бианки это чувствовал, иначе не стал бы так вольно строить сюжет, ведь главная его цель — заинтересовать своих читателей жизнью окружающей их природы, научить любить ее, наблюдать за чудесами, которые в ней происходят.