Защита от стресса. Работа с подсознанием. 2-е изд.

Подсознание: мифы и реальность

Суха теория, мой друг,
А древо жизни пышно зеленеет.
И. В. Гёте

Впрочем, все, что описано выше относительно устройства нашего подсознания и его функционирования, — пусть стройная, аргументированная и общепризнанная, но все же теория. А как обстоит дело на практике, какую роль играет подсознание в нашей повседневной жизни? Широко распространенное мнение на этот счет можно выразить известной фразой Дж. Кехо: "Подсознание может все!". А также нестареющими идейными заветами лучшего для всех времен и народов знатока подсознательных глубин человеческой психики М. Эриксона, согласно которым мудрое подсознание знает ответы на все волнующие человека вопросы, без исключения, и к тому же еще и содержит все необходимые ресурсы для решения встающих перед ним проблем1.
С одной стороны, эти взгляды действительно не лишены оснований. С другой же стороны, благодаря усилиям многочисленной армии фанатичных последователей они доводятся до крайности и превращаются в свою прямую противоположность. Как известно, все хорошо в меру, а любые крайности и излишества вредны — в том числе и преувеличение значимости какого-либо объекта или явления, раздувание его "авторитета", по существу идеализация и фетишизация, доходящая чуть ли не до степени обожествления. Поневоле приходится вспомнить известную заповедь: "Не сотвори себе кумира". Отсюда недалеко и до фатализма, служащего прикрытием невротической беспомощности и инфантильного ухода от ответственности: уж больно многим людям оказывается легко и удобно списывать на подсознание всевозможные "грехи" и сваливать на него ответственность за собственные проблемы2. Тем самым эти проблемы лишь усугубляются, превращаясь в двумерном представлении в замкнутый или "порочный" круг, а в объемном — в запутанный клубок.

1 Одна из базовых пресуппозиций НЛП.
2 Своего рода психологическиий "форс-мажор", в котором виновником проблем объявляется подсознание, соответствует описанному в экзистенциальной психотерапии феномену объяснения пациентом своего неадекватного поведения "потерей контроля".

Ведь преувеличенные, доведенные до крайности представления о "всемогуществе" подсознания для их поборников нередко из инструмента решения проблем превращаются скорее в источник последних. Почему? Да потому, что подобные взгляды "фанатов" подсознания несут в себе отпечаток инфантильных механизмов психики, просто в смягченном виде: на место "всемогущих" и "всезнающих" в глазах маленького ребенка родительских фигур встает абстрактное Подсознание1.
Некоторыми людьми оно действительно воспринимается как часть собственной личности — и тогда обращение к подсознанию способствует принятию ими ответственности за решение собственных проблем. Другие же, увы, уповают скорее на некое мифическое Подсознание как на нечто отдельное и отделенное от собственной личности и, соответственно, ищут некие способы "задобрить" подсознание, снискать его расположение. И рассуждают при этом примерно таким образом: мол, если подсознание захочет (!) — тогда все у меня получится. Надо только его как следует попросить. Тем самым они не только "делегируют" свою сознательную ответственность подсознанию, но и символически снимают ее с собственных плеч.
В подобном случае упования на "всемогущее" подсознание, как правило, остаются напрасными, а надежды на "чудодейственное" решение назревших проблем — тщетными. Ведь если взрослый человек сознательно ведет себя неорганизованно и безответственно, по-детски, то и его подсознание, как "внутренний Ребенок", будет вести себя точно так же. И тогда жизненный путь человека становится похожим на эстафету с препятствиями, в которой сознательная часть его личности свою эстафетную палочку как будто бы передала, а подсознательная ее не приняла, уклонилась. Вот и повисает мнимо-делегированная, а на самом деле добровольно потерянная ответственность в пустоте, а человек в решении своей проблемы не продвигается — "застревает" или оказывается в мнимом тупике.
А что же на самом деле может подсознание? И что оно действительно знает? Насколько можно ему доверять, полагаться на его подсказки, чтобы при этом не попасть в печальную ситуацию, подобную описанной?
Действительно, подсознание может многое — в границах своей компетенции, очерченных границами нашего тела, нашего внутреннего пространства. Во-первых, его компетенция распространяется на все, что касается нашего душевного и телесного здоровья. Ведь подсознание гораздо "ближе к телу", чем сознание, и от него в прямом смысле зависит наше настроение и самочувствие. И по этим в прямом смысле слова жизненно важным вопросам с подсознанием можно договариваться, убеждать его и заинтересовывать. В том и заключается главный психологический рецепт восстановления и поддержания здоровья, высокой работоспособности и жизненного тонуса.

1Именно так — с большой буквы, как нечто возвышенное и чуть ли не сакральное.

А заодно и цветущей внешности, включая сглаживание некоторых проявлений преждевременных возрастных изменений в организме, связанных с неестественностью современного образа жизни, когда в нескончаемой спешке и суете повседневности человек "и жить торопится, и чувствовать спешит"1. Таков, говоря прозаическим языком современной психотерапии, рецепт телесной саморегуляции с опорой на подсознание. И такова первая, оздоровительная функция подсознательных механизмов нашей психики.
Во-вторых, подсознание выполняет еще одну важнейшую в нашей жизни функцию — эмоциональную. Или, точнее, эмоционально-чувственную, когда речь идет не только о кратковременных, мимолетных элементарных эмоциональных реакциях, а об устойчивых, длительных, сложных и комплексных человеческих чувствах, сопровождающих наши отношения. Особенно те, которые связывают нас с самыми близкими людьми: детьми, родителями, спутниками жизни. Тем самым именно подсознание во многом отвечает за благополучие нашей личной жизни, обеспечивает нашу способность создавать и поддерживать стабильные близкие отношения (одна из важных характеристик самоактуализированной личности по А. Маслоу). Нелишне уточнить, что тем самым именно подсознание наполняет эмоциями самые замечательные и незабываемые минуты нашей жизни, буквально создает мгновения счастья.
В-третьих, подсознание по-настоящему умеет желать и добиваться желаемого. Так, чтобы действительно максимально мобилизовать все резервы организма, и физические, и психологические, и направить их на достижение желанной цели. И если при этом подсознательные желания совпадают с сознательными, то человек, как правило, оказывается успешен в осуществлении своих планов. Такова мотивационная функция подсознания. Если человек действительно чего-то захочет так, что его желание будет разделяться и сознательной "половинкой" личности (на уровне физиологии — левое полушарие мозга), и "половинкой" подсознательной (правое полушарие), то он этого определенно добьется — конечно, если его желание вообще в принципе выполнимо. Таковы наши осознанные подсознательные влечения, или, по выражению А. Тукмакова (2003), "истинные желания", уходящие корнями в детство. В их отыскании или, по крайней мере, согласовании осознанной необходимости с подсознательными влечениями заключается "магический" секрет эффективной мотивации, пассионарности, увлеченности деятельностью. Причем использовать его можно с равным успехом как для "вдохновления" самих себя на внешние или внутренние достижения (самомотивация), так и окружающих, чтобы они действительно в полной мере захотели выполнять необходимые действия с полной отдачей (управление людьми, или эффективный менеджмент).

1Из известного стихотворения П. А. Вяземского.

Помогает выполнению последней, мотивационно-"менеджерской", а точнее, лидерской функции еще и то, что наш собственный подсознательный эмоциональный настрой влияет не только на нас самих, но еще и передается в процессе общения окружающим людям. Передается не столько благодаря словам — с ними связана передача информации на сознательном уровне, или вербальная коммуникация, — сколько благодаря коммуникации невербальной, протекающей помимо слов. А именно благодаря интонациям, намекам, глазному контакту с собеседником, мимике, выразительным жестам и прочим сопровождающим словесное общение способам выражения эмоций. Если в словах передается сухая, неэмоциональная информация, то благодаря подсознательной эмоциональной экспрессии передается наше собственное отношение к сказанному, или реакция на услышанное (Сандомирский М. Е., 2006). Как справедливо отмечает В. Ф. Биркенбиль (1992), нам нет необходимости говорить людям о собственном внутреннем состоянии — они и так его почувствуют1. На интуитивном, подсознательном уровне собеседники тонко улавливают (даже если не могут сформулировать это сознательно) и наше отношение к ним, и наше текущее отношение к самим себе (самооценку), и отношение к сказанному (в том числе субъективную оценку достоверности информации). Таким образом, при определенных условиях мы можем повысить степень своего личного влияния на окружающих не только за счет сознательно-сознательного взаимодействия (словесной коммуникации), но и за счет взаимодействия подсознательно-подсознательного (коммуникации невербальной).
В-четвертых, подсознание способно помогать нам принимать решения, особенно в условиях неопределенности, недостаточности или противоречивости информации, давая интуитивные подсказки (зрительные образы или телесные ощущения). Эта важнейшая информационная функция подсознания не заменяет, а дополняет собой сознательную 1Более века назад это было продемонстрировано в известном эксперименте Ф. Гальтона.
переработку информации, выступая как ее альтернативный способ, более целостный — не аналитический, а синтетический. Прибегая к образному сравнению человеческого мозга с компьютером, можно уподобить сознательную логику цифровому процессору, а подсознательную — аналоговому. Вместе они образуют гибридную параллельную вычислительную систему, суммарная мощность которой оказывается значительно выше счетных возможностей ее "половинок", взятых по отдельности, — ибо, работая в паре, они не только взаимно дополняют, но и усиливают друг друга.

* * *
Приведенный нами список основных функций подсознания не случаен и составлен отнюдь не произвольным образом. Если продолжить аналогию человеческой психики с компьютером, то этот список окажется просто "листингом" — конечно, расширенным, включающим подробную пользовательскую информацию — "системной директории" нашего мозга. Ибо в основе его лежат универсальные для всех людей, базовые подсознательные программы "операционной системы" мозга — наши естественные инстинкты. Это стандартное "программное обеспечение", предоставляемое нам самой природой, "инсталлируемое" в мозге от рождения, входит в обязательную конфигурацию его "системы", поставляется в оригинальном и неизменном виде и модификации — "апгрейду" либо стиранию — не подлежит. Соответственно, для обеспечения каждой из подсознательных функций, в порядке их перечисления, служат инстинкты самосохранения, продолжения рода, социальный и, наконец, инстинкт цели.
Все перечисленное представляет собой универсальные внутренние ресурсы, или потенциальные возможности подсознания, составляющие в совокупности его позитивную роль в нашей жизни — когда в этой жизни все идет хорошо. С другой стороны, любая медаль, как известно, имеет две стороны. Обратной, негативной стороной в данном контексте оказывается то, что само же подсознание может портить нам жизнь, становиться источником многочисленных внутренних и внешних проблем. Фундаментальной причиной этого служит внутренняя неоднородность личности, разделенность сознания и подсознания, создающая почву для их противостояния, или основу внутренних конфликтов. А конфликты эти могут реализоваться в разных формах — от невротического самокопания или психосоматической телесной боли, вытесняющей боль душевную, до депрессивной неудовлетворенности жизнью и психотического внутреннего "расщепления". Впрочем, многочисленные варианты наших внутренних конфликтов сводятся к двум основным, наиболее часто встречающимся типам.
- Преобладание Супер-Эго, или подсознательной детской части личности, связываемой с возрастом, когда ребенок начинает ходить и говорить, от года и старше, — периодом, который Фрейд называл "анальным". По К. Кинан (2006), взрослыми следствиями этих "детских" проблем становятся провоцируемое стрессами "самоедство" (гиперответственность), либо эмоциональная несдержанность (изливаемая через словесную агрессию), либо поиски приключений (стремление к риску и подчеркнуто нерациональное поведение как протест против ответственности).
- Преобладание "Оно" — детской части личности, связываемой с опытом раннего развития в грудном возрасте, до года — с оральным периодом, по Фрейду. По К. Кинан (2006), отсюда проистекают такие черты взрослого человека, "заостряющиеся" в моменты стресса, как нерешительность и проволочки (уклонение от ответственности), бегство или затворничество (уход от общения).
А для того чтобы понять, почему эти внутренние конфликты возникают, почему подсознание и сознание ссорятся друг с другом, нужно понять — из-за чего именно они спорят? Или, проще говоря, чего каждому из них не хватает?

В книге раскрываются простые и доступные способы защиты от стресса и решения психологических проблем при помощи современных технологий (нейрофизиологического программирования). Описаны простые техники прямого диалога с подсознанием через тело, в том числе с использованием гипнотической речи ("чистый язык" и "детская речь"). Показано, как подсознание связано с мозгом, с инстинктами и как оно представлено в различных моделях личности. Объясняется связь возрастного развития мозга, психики и особенностей личности (психологических типов). Приведены новые сведения о связи движений глаз с подсознательными процессами и технологии их использования. Убедительно раскрыта роль особого, измененного состояния сознания (транса) как необходимого условия любой перестройки подсознания. Подробно обсуждаются существующие способы формирования транса, как словесные, так и физиологические. Объяснены и механизмы транса, главным из которых является "возврат в детство" - создание для мозга взрослого человека "детского" состояния, с соответствующим повышением внушаемости, обучаемости, доступом к внутренним ресурсам и раскрытием потенциальных способностей.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, заинтересованных в самостоятельном изучении методов снятия стресса и личностного роста.