500 спойлеров. Мировое приключенческое кино в буквах

3000 миль до Грейсленда
(3000 Miles To Graceland)

Обычное ограбление казино — это пошло. Ограбление с помощью одиннадцати (двенадцати, тринадцати и т.д.) друзей Оушена по методу Стивена Содерберга — это уже интереснее. Ограбление, где нападавшие переодеты в униформу Санта-Клаусов ("Азартные игры" Джона Франкенхаймера), — еще любопытнее.
Ну а если грабители казино будут все, как один, загримированы под Элвиса Пресли, — тогда зрелище и вовсе инфернальное.
Только представьте себе: проверенные звезды Голливуда Кевин Костнер и Курт Рассел на пару с более молодыми звездами Кристианом Слэйтером и Дэвидом Аркеттом в бакенбардах а-ля Элвис и в бело-красно-черных костюмах с золотыми пряжками а-ля Элвис палят из автоматов во все стороны: бьется стекло, падают люстры, разбегаются копы. Ради этой сцены фильм, без сомнения, стоит смотреть... Дальше скучнее. Между бандитами начинаются разборки, герой Костнера оказывается совсем отмороженным, а персонаж Рассела — порядочнее остальных; в него влюбляется вороватая девушка Сибил Уиндлоу (Кортни Кокс) с вороватым сынишкой Джесси. Сюжет вяло тащится на ухабах "любит — не любит, плюнет — поцелует", количество необязательных трупов растет, а сумка с деньгами переходит от одного к другому, как призовое красное знамя. В финале много стрельбы, крови, побитого спецназа (такого же неуклюжего, как и наш... вот она, хваленая Америка!), а там и хэппи-энд под парусами яхты. Фильм, однако, не дает ответа на главный вопрос, над которым бьются копы: был ли впрямь персонаж Костнера незаконным сыном Элвиса или нет? А если нет, то не был ли он, по крайней мере, сыном лейтенанта Шмидта? Навар со Шмидта пожиже, но хоть какой-то...

Адреналин
(Crank)

Этот малобюджетный боевик снят всего за месяц и за 15 миллионов долларов, но соберет он в прокате несравненно большую сумму. И дело не только в исполнителе главной роли — хотя после двух "Перевозчиков" Джейсон Стэтхем стал звездой Голливуда. И даже не в том, что большинство ураганных трюков были сняты "вживую", без помощи компьютера, зато с риском для жизни (тут и бешеные погони с участием полицейского мотоцикла и множества машин, и драка в вертолета, и броски сквозь стекло). Самое интересное здесь — основной сюжетный ход. Главный герой, наемный убийца Чев Челиос, решает завязать со своим ремеслом. Но боссы не могут позволить уйти человеку, который слишком много знает. Поэтому злодей Рики Верон (Хосе Пабло Кантильо) вводит ему в кровь так называемый "пекинский коктейль" — смертельный яд. Доктор Майлс (Дуайт Йокам) объясняет герою, что положение его незавидное: под воздействием яда у человека в течение часа может остановиться сердца, если... Если он не будет постоянно взбадривать себя адреналином. А сделать это можно, только постоянно двигаясь, постоянно испытывая стрессы и подвергаясь опасности. В крайнем случае подойдет и занятие сексом с подругой Евой (Эми Смарт) в экстремальной обстановке — например, в людном месте. Невелдин и Тейлор — новички в большом кино. Раньше они снимали только рекламные ролики, а потому клиповая манера у них в крови. Хотя рваный быстрый ритм довольно точно соответствует фабуле, рано или поздно он начнет раздражать. Но поскольку главному герою отмерено не так уж много времени для мести, фильм не будет слишком длинным и не успеет надоесть зрителю раньше времени.

Альфа Дог
(Alpha Dog)

У фильмов, снятых по мотивам реальных событий, часто бывают несчастливые финалы: действительность обычно не снисходит к правильной закругленности киносюжетов. Вот и картина Ника Кассаветиса — не исключение. Трагический исход предрешен практически с первых кадров, и зритель почти два часа будет неумолимо приближаться к кровавой развязке. "Альфа Дог" — так называет первого пса в собачьей упряжке, а фильм повествует, какой маленькой может оказаться дистанция между молодыми щенками и бешеными псами а-ля Тарантино. В основе картины судьба молодого наркоторговца по прозвищу Джимми Голливуд (в фильме его зовут Джонни Трулав, а играет его Эмиль Хирш). Будучи сыном крупного криминального авторитета Сонни Трулава (мрачный Брюс Уиллис в кривовато наклеенном парике), Джонни-Джимми потихоньку толкает дурь своим приятелям и живет в свое удовольствие. Большинство дружков — вроде Фрэнки Балленбахера (певец Джастин Тимберлейк) или Элвиса Шмидта (Шон Хэтаси) — готовы во всем идти на поводу у своего юного босса, а вот истеричный наркоман Джейк Мазурски (Бен Фостер) не желает отдавать ему долги и бунтует. Юный Трулав не находит ничего лучшего, как взять в заложники пятнадцатилетнего Зака (Антон Ельчин), младшего брата своего должника. Дурацкая забава, почти игра, постепенно приобретает не свойственные забаве обороты, и вот уже Фрэнки и Элвис получают задание убить заложника... Самое жуткое в этом сюжете, что Зак чувствует себя не пленным, но младшим товарищем своих похитителей. В принципе, он мог бы улизнуть домой, — его особенно не охраняют, — но от навязчивой опеки любящей мамочки Оливии (Шэрон Стоун) парня уже тошнит, и тусовка с новыми друзьями кажется ему привлекательнее затворничества в доме родителей. Эта иллюзия будет сопровождать мальчика вплоть до того момента, когда на него будет наставлено дуло "узи"...
Критики в один голос пишут о замечательной игре молодых актеров (в особенности Тимберлейка и Фостера), а журналисты напоминают, что незадолго до того, как фильм был готов, полиция задержала прототипа юного Трулава, три года скрывавшегося в Латинской Америке. Злодею светит пожизненное, однако мальчика, убитого по его приказу, уже не вернешь никогда.

Ангелы Чарли
(Charlie’s Angels)

Актрисе Дрю Бэрримор давно не давали покоя лавры продюсера, и вот, наконец, на исходе ХХ века она нашла подходящую идею — сделать фильм по мотивам телесериала, который шел на канале Эй-Би-Си во второй половине 70-х. Получился своего рода "женский" вариант Джеймса Бонда, где суперагент "разделился" на три ипостаси — блондинку Натали (Кэмерон Диас), брюнетку Алекс (Люси Лью) и рыженькую Дилан (сама Бэрримор). Вся эта троица выполняет задания частного детектива Чарли Таунсенда (лицо его так и не появляется на экране), а связь между Чарли и его ангелами осуществляет старенький потрепанный Босли (Билл Мюррей). По сюжету, троица берется выполнить заказ своих клиентов — Эрика Нокса (Сэм Рокуэлл) и Вивиан Вуд (Келли Линч). Однако в финале оказывается, что подозреваемый ими Роджер Корвин (Тим Карри) невиновен и все подстроили заказчики... В картине много драк и взрывов в стиле второй "Невыполнимой миссии": все это потребовало капвложений и утяжелило бюджет фильма до 75 (по другим данным, 92) миллионов долларов. Деньги фильму, конечно, удалось вернуть — уже через месяц проката кассовые сборы составили свыше 115 миллионов баксов (какой же женщине не захочется поглядеть, как три девицы голыми руками и сильными красивыми ногами мочат нахальных мужиков?).
Однако сам фильм чересчур дурашлив, чтобы быть ироничным; слишком похож на клип, чтобы быть полноценным кинозрелищем (режиссер "Ангелов', Мак Джи, известен именно как клипмейкер); слишком незатейлив в главном и не всегда аккуратен по мелочам (в одной из сцен драк под пиджаком у каскадера отлично просматривается поролоновая защитная подкладка). Кстати, основной сюжетный посыл фильма связан с идеей разработки программы компьютерного опознания голосов (именно ей владеет компания под страшным названием "Ред Стар" — то есть "Красная Звезда"). Знатоки наверняка узнают отголосок фабулы романа Солженицына "В круге первом": герои книги в "шарашке" по приказу Берии занимались этой же научной проблемой. Но времена были суровые и никакие сексапильные "ангелы" героям не помогали...

Багровые реки
(Les Rivieres pourpres)

В физике известен "парадокс близнецов", когда космонавт, летевший со скоростью света и вернувшийся, оказывается физически моложе своего брата-близнеца. Похожий парадокс существует также в сфере остросюжетной литературы и кино. Когда фабула чересчур запутана, всегда появляется брат(сестра)-близнец главного подозреваемого (главной подозреваемой) и принимает всю тяжесть вины на себя. Прием чрезвычайно дешевый, и пользуются им, чтобы кое-как свести концы с концами, если ничего более интересного придумать невозможно, а время поджимает. Нечто подобное, увы, происходит в новой картине Матье Кассовица ("Убийца / Убийцы"). Картина начинается как триллер в духе финчеровских "Семи" (жестокий маньяк - изувер, тайные знаки на теле жертв), а продолжается в духе иствудовского "Напарника": два полицейских — пожилой Пьер Ньеманс (герой "Леона" Жан Рено) и молодой Макс Керкерьян (герой "Братства волка" Венсан Кассель) — параллельно расследуют два дела, которые постепенно объединяются в одно. Героям помогает гляциолог-альпинистка Фанни Ферреро (Надя Фарэс), симпатичная на вид, но подозрительная. Ближе к финалу картина стремительно выруливает в область "социального кино" 70-х. В дело оказываются замешаны подлые буржуа, неофашисты и прочие выродки, которые в самом сердце Франции ведут евгенические эксперименты, похищают детей из роддомов, мучают собак, только что человеческую кровь не пьют... Весь этот невразумительный сюжетный снежный ком, накручивая на себя одну несуразность за другой, катится по склону — до тех пор, пока не вызывает лавину. Появляется пресловутая роковая близняшка и гибнет под лавиной.
Положительные герои фильма спасены, но саму картину не спасают даже отличная операторская работа Тьерри Арбогаста (того, который снимал "Леона"), одна хорошая сцена автомобильной погони и усталые выразительные глаза комиссара Ньеманса. Жан Рено нам друг, но истина дороже.

Одно из значений английского слова spoiler - "разглашение информации, которая до определённого момента должна была оставаться неизвестной, портящее удовольствие от чтения, просмотра фильма, спортивного матча и т.д." Напр: "Убийца - дворецкий!" "Джексон оказался женщиной!" "3:1 в пользу наших!"
Лев Гурский постарался на славу: он посмотрел 500 зарубежных кинодетективов, снятых в период 1990 - 2006 и цинично выдал читателю некоторые секреты и тайны, которые режиссёр приберёг на сладкое. Некоторые - но далеко не все. Ключевые сюжетные повороты он всё-таки сокрыл: на случай, если читатель фильма не смотрел, а, заинтересовавшись описанием, сам захочет выяснить, кто же на самом деле убийца и кем оказался злополучный Джексон.
Вам некогда смотреть все эти фильмы, но очень хочется блеснуть эрудицией в кругу друзей? Воспользуйтесь книгой "500 спойлеров" - не исключено, что друзья будут оперировать информацией, которую они почерпнули из того же источника. Вы не любите неожиданностей и предпочитаете заранее знать, чему посвятите вечер? Отлично, "500 спойлеров" не оставят белых пятен на карте Голливуда. Вы уже смотрели все эти детективы и хотите пересмотреть самые интересные, но не помните, как они называются? Вы собираетесь снять детективный фильм или написать детективный роман и не хотите повторить чьих-нибудь находок? Вы, наоборот, хотите украсть самые лучшие идеи профессионалов? Вы любите читать о кино? Вы просто любите читать? Вы гуманоид? Тогда эта книга - для вас.