Родителям о детях. Ребенок идет в школу. Уже?

ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО

После первого учебного дня все с нетерпением ждут возвращения ребенка домой. На него обрушивается множество вопросов. К удивлению родителей, многие дети не могут ответить на простые, такие естественные с их — взрослой — точки зрения вопросы. Какие были сегодня уроки? Как зовут ученика, с которым ты сидишь за одной партой? Хоть скажи — это девочка или мальчик?
Не удивляйтесь: придя впервые в школу, дети испытывают шок. И естественно, многого просто не видят, не воспринимают даже существенные детали. Не стоит забывать, что начало школьного обучения — это сильный эмоциональный стресс для детей, и поэтому надо постараться помочь ребенку пережить этот стресс.
Адаптационный синдром длится у первоклассников 5-6 недель, приблизительно до середины или конца октября. Наиболее сложны для адаптации первые четыре недели, Младший школьник переживает в период адаптации эмоциональный дискомфорт, он напряжен и насторожен. У всех детей, как правило, сильное нервное, психическое и физическое напряжение. Отчего же это происходит? Причин много. Все зависит от дошкольного воспитания, атмосферы в семье, личности учителя, инди видуальных особенностей самого ребенка. Но самая главная причина — с приходом в школу ребенок оказывается в новой социальной среде.
Школьное обучение — это переход от ситуативного, житейского познания окружающего мира к его научному изучению, требующему от ребенка целенаправленности, систематизации, обобщения. Дети постепенно учатся мыслить абстрактно, =узнают и рассуждают о том, что нельзя непосредственно наблюдать, потрогать. Если" раньше они задавали бесконечные «почему?» окружающим взрослым, которые тут же удовлетворяли, как могли, возникшее любопытство, то теперь надо ждать ответа, слушать, что говорят другие дети, самому учиться аргументированно отвечать на вопросы.
Придя в школу, ребенок вынужден существовать в непривычных для него условиях: в течение строго определенного времени находиться в ограниченном, замкнутом пространстве, долго сидеть за партой в одной и той же позе, к тому же в помещении, где много детей. На ребенка воздействуют новые, непривычные запахи, шумы: у кого-то упал пенал, зазвенел школьный звонок, кто-то чихнул.
Младший школьный возраст характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что первоклассник, будучи еще ребенком, начинает вести образ жизни, похожий на взрослый. Каждый день надо ходить в школу, подчиняться определенным правилам, выполнять домашние задания. Склонный к интенсивной двигательной активности растущий организм вынужден большую часть дня вести малоподвижный образ жизни. Ребенку нужно отказываться от игры в пользу учебы, что не всегда бывает легко Монотонность школьной жизни, упор на умственное развитие, «потеря непос-редственности», по выражению Л. С. Выгот-ского, вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события. Общение со взрослым становится деловым, официальным, в то время как у ребенка ярко выражено стремление к личному, неформальному общению с учителем — весьма и весьма значимым для него взрослым.
Становится другим режим сна, отдыха, бодрствования, питания. Организм должен приспособиться к этим изменениям. Индивидуальные особенности ребенка (слабое зрение, пониженный слух, избыточный вес и т. п.) лишь постепенно приходят в соответствие с внешним воздействием.
Младший школьник попадает в ситуацию внутреннего конфликта «хочу—надо», что накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. У ребенка возникает новая, внутренняя жизнь — переживания, которые во внешней жизни не проявляются. Если ему плохо, он старается не показывать этого, Согласитесь, что ко всему этому приспособиться непросто!
Важным моментом является возраст, в котором ребенок начинает школьное обучение. Одни дети оказываются зрелыми для школы в шесть с половиной лет, другие ближе к восьми. Кризис семи лет может усугубиться, если ребенок готов идти в школу, у него сформирована внутренняя позиция школьника, а его по каким-то причинам родители держат в детском саду или дома. В данном случае ребенок оказывается в положении Филипка из известного рассказа Л. Н. Толстого.
В период адаптации у некоторых первоклассников нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, книгам для очень маленьких, что является определенным защитным механизмом, реагирующим на ту нагрузку, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с изменением образа жизни.

 

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Если у ребенка ослабленное зрение или слух, низкий или высокий рост, чрезмерная тучность, легочные или другие заболевания, лево-рукость, гиперактивность, надо предупредить учителя. Дети с хроническими заболеваниями нуждаются в щадящем режиме, иногда в индивидуальном обучении на дому Многие проблемы уйдут, если правильно разместить детей в классе. Например, левша должен сидеть за партой слева от своего соседа, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа должна находиться справа от ребенка, тетрадь — лежать с наклоном вправо. Родителям надо позаботиться о том, чтобы ребенок сидел за удобной партой. Во-первых, она должна соответствовать росту ребенка. Во-вторых, ее расположение должно учитывать такие особенности физического развития ребенка, как, например, левору-кость, маленький рост, недостатки в развитии зрения, слуха.
Позаботьтесь также о носовом дыхании ребенка. Часто аденоиды и полипы в носу могут быть основной причиной невнимательности первоклассника на уроке, Физическое здоровье ребенка тесно связано с его психическим развитием. Современные родители часто скрывают болезни, которые есть у ребенка, боятся признать наличие имеющихся дефектов в развитии головного мозга и других органов и тем самым, вместо того чтобы помочь детям, создают для них непосильные условия.
Если ваш ребенок левша, необходимо проследить за тем, чтобы учитель не стал его переучивать. Иногда это желание возникает у некоторых учителей, хотя современные левши в основном используют привычную для них руку.
При различных дефектах произношения у ребенка (не выговаривает отдельные звуки или затрудняется при распознавании букв и звуков, с трудом читает) обратитесь к логопеду. Родителям необходимо следить за соблюдением режима дня школьника, который рекомендуется для первоклассников. Правильный распорядок дня не только положительно сказывается на здоровье ребенка, но и формирует у него полезные привычки, такие черты личности, как ответственность, обязательность, сила воли.
Для здоровья важна физическая активность. Правда, некоторые родители, слишком уж серьезно воспринимают этот совет и пытаются записать свое дитя в спортивные секции, кружки, иногда одновременно в разные, не обращая внимания на нервно-психическое состояние ребенка, его физические возможности. А потом удивляются, почему он быстро устает, рассеян на уроке, не успевает работать с классом. Конечно, все хорошо в меру, Полезны для укрепления нервно-психического состояния ребенка занятия плаванием. Установлено, что дети, которые посещают бассейн, с одной стороны, расслабляются, с другой — у них совершенствуются некоторые психические процессы, например память, внимание.

 

УСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК НА УРОКЕ

Как определить, устает ли ребенок на уроке?
При необходимости родители могут посетить урок в школе и понаблюдать за поведением ребенка. Психологи выделяют такие признаки усталости:

Реакции возбуждения
А. Речевые реакции
1) посторонние разговоры;
2) подсказывание;
3) выкрики;
4) неадекватный смех;
5) хоровые ответы без разрешения;
6) пение;
7) ворчание;

Б. Двигательные реакции
8) вскакивание с места;
9) сосание (ручки, карандаша и т. п.);
10) толкание соседа;
11) залезание в парту (под парту);
12) почесывание и причесывание;
13) игра с посторонними предметами;
14) гримасничанье;
15) другие посторонние движения.
Реакции торможения

А. Речевые реакции
16) замедленные, вялые ответы;
17) эхолалические (тихие) ответы;
18) молчание в ответ на вопрос учителя;

Б. Двигательные реакции
19) расслабленная поза;
20) полулежание на парте;
21) зевота;
22) потягивание;
23) сонливость (трут глаза и т. п.);
24) замедленные ответные реакции;
25) неучастие в работе.

Представляем новую серию для родителей!
Книги этой серии написаны известными специалистами-практиками в области популярной психологии и педагогики. Они расскажут о проблемах воспитания и общения с ребенком и помогут их решить. Советы по развитию и воспитанию, примеры из жизни, уникальные авторские методики, анализ типичных ошибок родителей, тесты и упражнения, ответы на самые распространенные вопросы - все это делает книги серии максимально информативными. Живой и современный язык повествования, легкий стиль изложения делают книги доступными как для тех, кто проводит с детьми целые дни, так и для занятых родителей.
Понравится ли ребенку учиться? Не станет ли школа каторгой для него и вечной головной болью для вас? Очень важно подготовить дошкольника к новому этапу его жизни (вы-то в отличие от него прекрасно понимаете, что это всерьез и надолго!).
Психологические и педагогические тесты, собранные в книге, позволят определить уровень интеллектуального развития ребенка, оценить степень тревожности, способность общаться и концентрировать внимание.
Автор не ограничивается диагностикой, а предлагает простые и эффективные упражнения, которые помогут ребенку избежать трудностей адаптации и максимально проявить свои способности.
Художник-иллюстратор: Н. Воробьева.