Набор колпачков: Разноцветные колпачки

ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ

 

ПОИГРАЕМ!

 

Игры на развитие внимания и памяти

(на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

 

Игры с подушечками:

   ::Постройте башенку или лесенку, неправильно расположив одну подушечку. Попросите ребенка найти и исправить ошибку.

   ::Постройте башенку или лесенку, пропустив одну подушечку (спрячьте ее). Предложите малышу показать, где не хватает элемента.

   ::Составьте башенку или лесенку из трех-четырех элементов. Пусть кроха посмотрит на нее, а потом отвернется. Спрячьте одну подушечку, заменив ее любой другой, которой не было в постройке. Попросите ребенка угадать, что изменилось. Дайте ему ту подушечку, которую вы спрятали, предложите восстановить первоначальное расположение элементов в башенке (лесенке).

   ::Составьте башенку или лесенку (необязательно соблюдать последовательность в размерах). Пусть малыш посмотрит на нее. Затем разберите постройку и предложите ребенку восстановить ее самостоятельно: пусть он вспомнит, какие именно детали нужно взять и в каком порядке поставить.

   ::Вместе с малышом попробуйте скреплять три-четыре и более детали конструктора в дорожки, соты, цветочки, двухсторонние дорожки, в уголок, в объемные фигуры.

   ::Сложите дорожку, соты или цветочек. Предложите крохе отвернуться, а сами разберите узор. Пусть малыш восстановит его по памяти: нужно обращать внимание на то, детали какого цвета использовались и как они располагались по отношению друг к другу. Упражнения такого типа начинайте с трех-четырех деталей.

         

Игры с колпачками:

   ::Возьмите самый большой колпачок. На глазах у малыша спрячьте под ним колпачок меньшего размера. Продолжайте играть с колпачками в любую другую игру. Через пару минут спросите: "А какого цвета колпачок мы спрятали? Не помнишь?"

   ::Расставьте колпачки в разных местах комнаты так, чтобы их было видно, но они не сразу бросались в глаза: на книжную полку, под кровать, под стол, на подоконник. Предложите ребенку посмотреть по сторонам, как можно быстрее найти все колпачки и построить башню.

   ::Выстройте в ряд три-четыре колпачка (кроме самого большого). Попросите малыша отвернуться. Возьмите самый большой колпачок и спрячьте под ним любой другой из вашего ряда. Когда ребенок повернется, ему нужно будет "угадать", какой колпачок спрятался. Достаточно назвать хотя бы цвет, а может, кроха назовет и размер: синий маленький или красный средний.

   ::Составьте ряд из колпачков, назовите его "заборчик" или "башенка". Начинайте с двух-трех элементов, а когда ребенок освоится с такими заданиями, количество увеличьте. Попросите малыша посмотреть на "заборчик" ("башенку"), потом отвернуться. Измените расположение одного колпачка (впоследствии - двух-трех). Задача крохи восстановить первоначальное расположение фигур.

   ::Составьте из колпачков "заборчик" или "башенку". Пусть ребенок посмотрит на нее. Теперь уберите колпачки и предложите малышу самостоятельно восстановить постройку.

 

Развитие начальных навыков счета

на основе мягких конструкторов "Башенка-радуга, "Маяк", "Соты", "Разноцветные колпачки")

   ::Один, много, несколько. Возьмите две любые сюжетные игрушки, например, куклу и медвежонка или две машинки. Одному из персонажей дайте одну подушечку (или колпачок), другому - все остальные (или соответственно погрузите их в машинки). Спросите у ребенка, где одна подушечка, а где много. Попросите малыша раздать по одной или несколько подушечек каждой из его любимых игрушек.

   ::Счет по порядку. Отложите все подушечки (колпачки) в сторону (на край стола, например). Берите по одной и выкладывайте в ряд или выстраивайте башенкой. Говорите при этом "один", "два" и т.д. Можете ставить детали по очереди: одну - вы, другую - ребенок. Выложив пять фигур в ряд или выстроив башню из пяти фигур, начните убирать по одной и вести обратный счет: "пять", "четыре", "три" и т.д. Убрав все, скажите: "Ноль! Ничего не осталось!"

   ::Больше, меньше, поровну. Выложите подушечки (или колпачки) на столе в два ряда, одну под другой: допустим, в одном ряду две, в другом - три. Сравните, где больше, а где меньше. Попросите ребенка сравнять ряды: сделать в обоих рядах равное количество фигур, то есть разложить поровну. Пусть он сам или добавит подушечки в ряд, или уберет нужное количество в другом ряду. Играя, комментируйте действия свои и малыша: "У нас есть две подушечки и еще три. Два меньше, чем три! Давай сделаем так, чтобы было поровну, попробуй сам. Ты к двум подушечкам добавил еще одну. И в обоих рядах стало поровну: три и три!"

   ::Столько же. Разместите несколько подушечек (от одной до трех) в ряд или башенкой. Попросите кроху сосчитать их и положить рядом столько же.

   ::Угадай, сколько. Постройте башенку и попросите ребенка сказать, сколько в ней подушечек или колпачков, не пересчитывая ("на глаз"). А потом пусть он пересчитает и уточнит, сколько деталей использовано.

   ::Отсчитай. Попросите малыша выложить на стол то или иное количество фигур. Формулировка задания может быть различной. Можно конкретно назвать число: например, "три" или "четыре". А можно сказать так: "Больше, чем две; меньше, чем пять" или "на одну больше, чем две; на две меньше, чем шесть". Сложность задания зависит от возраста ребенка и от степени освоения им соответствующих понятий.

   ::Тренируемся и запоминаем. Попросите малыша показать в комнате или на рисунках в книжке предметы, которых два, три, пять и т.п. Вспомните, что в природе и в жизни присутствует в строго определенном количестве:
- по одному: солнце, луна, мама у каждого из нас, сердце у человека, великие произведения искусства;

- по два: уши и глаза у животных и человека, руки и ноги у людей, крылья у птиц, многие животные живут парами, у Земли два полушария;

- по три: листки у клевера (хотя бывают исключения), три месяца в каждом времени года, три цвета на российском флаге, три струны у балалайки;

- по четыре: конечности у животных, лепестки у некоторых цветов и листья у некоторых растений (вороний глаз), четыре времени года, четыре времени суток, четыре стороны света, четыре струны у скрипки;

- по пять: пальцы, лепестки у фиалки, цветки земляники, шиповника, конечности у морской звезды, на Земле пять океанов;

- по шесть: лапки у насекомых, шестиугольные соты у пчел, шесть лепестков у лилии, шесть струн у гитары, шесть граней у кубика, на Земле шесть материков.

Колпачки-развертки для построения разноцветной пирамидки. Развивают предметные действия, мелкую моторику и речь (способствуют усвоению предлогов). Знакомят с размерами, соотношениями "больше-меньше". Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета. Учат ориентироваться в цветах и их названиях.
Для детей от 1 до 4 лет.