Персоны&Темы: Александр Прозоров
Персона: Александр Прозоров
Мастер отечественного фэнтези, создатель "Ведуна", "Князя" и "Легиона". Чародейство и приключения, героизм и позабытая реальность давних эпох.
Беседовал Алекс Громов.
Содержание:
Интервью
Что почитать?
Цитаты из книг Александр Прозорова
Интервью
1. Приходилось ли вам, как автору, много (и успешно!) пишущему о чародействе, самому сталкиваться с чудесами?
На самом деле — да. Не буду говорить об истинах, которые уже воспринимаются как затертые клише, хотя превращение крохотного семечка в огромное дерево или слияние двух любящих людей воедино в их ребенке, несущем черты обоих, — это все-таки величайшее из чудес. Это чудо несмотря даже на то, что тысячи ученых мужей отчаянно, и иногда даже правдоподобно, пытаются объяснить это чудо приземленными обстоятельствами. Но возьмем примеры проще. Скажем, если вы из-за возникшей на пустом месте ссоры отказываетесь от поездки на курорт, а потом узнаете, что самолет, на котором вы собирались лететь, рухнул — как это называть? Или когда данный как бы в шутку совет близкого человека взять в дорогу дополнительную сумму денег, потому что может случиться неприятность, вдруг выливается в то, что случается именно названная неприятность, которая выливается в предсказанную сумму, по счастью лежащую в кармане, — как еще можно назвать такие совпадения?
Не знаю, как кто, а я давно доверяю своему ничем не обоснованному предчувствию даже больше, чем доводам разума. И очень часто такое правило меня буквально спасает.
2. В цикле "Ведун" (роман "Слово воина") волхв Ворон рассказывает замечательную сказку о купеческом сыне, который потратил всю жизнь на обучение борьбе с змеями горно-каменистыми, но так ни одной из них не встретил. Сами придумали или действительно древнее предание?
Разумеется, сам! Хотя люди, знакомые с древней восточной философией, наверняка заметят в ней сходство с одной малоизвестной буддистской притчей. Что тут поделаешь? Избавиться от полученных когда-то знаний невозможно. Не отказываться же от собственных моральных принципов только потому, что их придерживается кто-то еще!
3. Как происходит эволюция ваших персонажей? Наш современник-кузнец превратился в образцового героя – нечисть – изводителя (что вполне логично), но даже в ... "мудрого и непобедимого Тенгизхана", а испуганный подросток из РФ стал не только сыном захудалого боярина, но и чрезвычайно нелюбимым недругами Руси князем Сакульским, регулярно спасающим Родину и царя. Так с самого начала было задумано?
Сразу хочу поправить: "испуганный подросток из РФ" стал истинным князем в первую очередь потому, что получил достойное мужское воспитание от честного русского боярина и древнего волхва, которые и преломили разлагающее воздействие современной воспитательной системы. Что до того, было ли это задумано сначала — то да, разумеется. Мне не нравится писать про отребье общества, про трусов, воров и предателей. Честные и отважные люди куда ближе моему сердцу.
4. Олег Середин, ставший столь почитаемым многочисленными российскими читателями Ведуном, был одним из завсегдатаев реконструкторского клуба "Остров Буян". Как вы относитесь к ролевому движению и различным вариантам исторической реконструкции?
К движению исторической реконструкции я отношусь с огромнейшим уважением! Уверен, что в восстановление реалий прошлого эти клубы вносят куда больше самых образованных археологов. Хотя бы потому, что для понимания значения меча или щита мало выкопать их из могильника или рассмотреть на картинке. Нужно взять оружие в руки, "поиграть" им в поединке с товарищем, выстроить фалангу, поработать против копейщика или всадника. То же самое относится и к одежде, обуви, другому инструменту. Понять его, узнать, зачем и почему сделаны на нем те или иные детали, можно, только взяв его в руки, использовав в деле, изготовив его самостоятельно из подручных материалов. А это именно то, чем занимаются "реконструкторы". Огромное им все за это спасибо за все те советы и пояснения, что удалось от них услышать.
На ролевое движение я смотрю больше как автор. Завидую писателям, сумевшим написать столь увлекательные произведения, что попасть в придуманный мир стремятся сотни людей. Надеюсь, когда-нибудь и мне удастся попасть в число тех, чьи романы стали основой для "игры".
5. Хотелось бы вам поучаствовать в ролевой игре по циклу "Ведун" или "Князь"? И в качестве кого?
Боюсь, что в качестве зрителя. За каждого из героев я уже успел сыграть в полной мере. Вот взглянуть на них со стороны было бы интересно. Наверняка найдется, что добавить каждому.
6. В вашем романе "Князь. Заговорщик" описывается случай, как в Нарве подгулявшие в трактире немцы стали глумиться над оставленной в трапезной русским купцами иконой Богородицы и бросили ее в огонь. В комнату влетел вихрь и разнес огонь по всему городу. Это случай придуман вами или действительно описан в летописях?
Вот в таких деталях я всегда точен! Я могу придумывать всевозможные события из жизни своих героев, не влияющие на общую картину прошлого, но никак не исторические факты!
Случай с иконой присутствует в "Истории государства Российского" Николая Карамзина, который сам, помнится, ссылается на Никоновскую летопись. На самом деле для человека того времени в этих событиях нет ничего странного. Схизматики стали глумиться над иконой, Господь их покарал. Вполне естественная для христианина ситуация. Посему попадание истории в письменные источники как подлинной полностью оправданно. Узнать же абсолютно точно достоверность сих событий уже невозможно.
7. Описания славянских традиций и ритуалов в ваших романах имеют под собой историческую реальность?
Скажем так: примерно семьдесят процентов описанных традиций и ритуалов взяты из доступных мне научных работ современных этнографов, процентов двадцать дополнено из опыта реконструкторов и еще процентов десять добавлено уже на основании собственного опыта, здравого смысла и требований связности сюжета.
8. Прочитав ваши произведения, хочется задать вопрос – где вы обучались древнеславянской магии? Такие натуралистические описания, емкие фразы заклинаний...
Признаю, колдовством я в прошлом немного побаловался. Отдал дань юношескому любопытству, духовным исканиям, уходил от мира к отшельникам. Самым большим удивлением из этих опытов стало то, что заклинания действительно действуют! Правда, не так часто, как хотелось бы. Полагаться на магию, как средство достижения цели, увы, не стоит. Она подводит в четырех случаях из пяти. Но очень многие люди, которым я помогал наговорами и чародейством, потом приходили с благодарностями. Поэтому в своих книгах я описываю только реальные заговоры и обряды. Дабы никто не нанес себе вреда, воспользовавшись из любопытства неправильным наговором.
9. Насколько ваши герои похожи на вас? Как часто вы залезаете в шкуру своих героев, ставите себя на их место?
Влезать в шкуры героев приходится постоянно. В том числе и отрицательных. Ведь каждая скотина и подлец ведут себя гнусно не потому, что автор назначил их "плохими дядьками", а имеют некие цели, убеждения. Мотивы их поведения нужно понимать и воспринимать, дабы поступки каждого подлеца выглядели естественными, а сам персонаж не превращался в деревянную куклу на ниточках. Так что вопрос о том, насколько герои похожи на меня, весьма двусмысленный. Герои должны быть самостоятельны, со своими характерами и убеждениями. Кто-то излишне подозрительный, кто-то корыстный, кто-то честный и наивный, кто-то завистливый или глуповатый. Кто-то воспитан в безусловной преданности друзьям и Отчизне, кто-то за лишнюю копейку мать родную продаст, кто-то из-за мелочи другом рискнет, но при этом жизнь свою за него же положить не пожалеет. Многие из моих героев и правда похожи на меня, не без этого. Но есть и такие, которых мне искренне жаль, но не исправишь. А есть те, что и для меня самого становятся образцом для подражания. Пишешь и думаешь: "А вот я бы так не смог".
10. Из ваших циклов могли получиться увлекательные фэнтезийно - патриотические сериалы. Неужели не предлагали?
Предлагали. И даже договора были заключены. Увы, кризис подкосил очень многие планы. Хотя надежда еще остается.
11. Многие сравнивают вашего "Ведуна" с "Ведьмаком" Анджея Сапковского. В чем же их принципиальное отличие? В моральности Ведуна и любви к родной земле и живущим на ней честным людям?
Ведьмак Сапковского — герой яркий и запоминающийся. Разумеется, я читал этот цикл, помню этого героя и некоторые его черты могли просочиться в образ ведуна помимо моей воли. Оба персонажа живут и действуют в сходных реалиях, оба — вечные скитальцы, оба умеют бороться с магическими силами. Как же им не казаться похожими?
Разница же между ними в том, что Ведьмак — это в первую очередь наемник, который за заранее оговоренную плату убивает нежить, борется с неким Злом, служит сильным мира сего. Ведьмак — это могучая карающая длань. Ведун же по сути своей не каратель — он защитник. Он не борется со Злом, он защищает простых людей от тех бед, с которыми сами они не способны справиться. Ведун не станет торговаться со старостой, сколько именно серебра тот способен заплатить за избавление деревни от упыря, и не оставит поселок на произвол, коли тот недостаточно богат. Он уничтожит опасность в любом случае. Если же не получит платы вовсе — так ведун и на доброе слово согласен. Он защитит и от лихоманки, и от татей из соседнего леса, готов жестоко отомстить чужакам за грабеж. Но ни за какие деньги он не станет трогать суперклыкастое, чешуйчатое, огнедышащее и страшное воплощение зла из соседнего леса, если то не причиняет вреда людям. Потому что он не убийца, а защитник.
Ведун получился героем с чисто русским менталитетом: делай добро не ища корысти, защищай свои веси не жалея жизни, но не обижай слабых и невинных, пусть даже они из чужого племени. Обозвать намеченную жертву Злом и истребить без жалости — не в наших традициях.
12. Как вы относитесь к жанру "славянское фэнтези"? Большое видится не только на расстоянии, но и изнутри: какие "плюсы" и "минусы", по мнению писателя и составителя серий Александра Прозорова, есть у отечественной фэнтези?
Я думаю, мое мнение очевидно из предыдущих ответов. Главными героями "западного фэнтези" испокон веков были персонажи аморальные. "Благородные разбойники", "честные воры", "храбрые убийцы". Классикой жанра являются наемные убийцы или грабители, в силу неких обстоятельств решившие спасти мир или, хотя бы, какую-нибудь принцессу. Но даже принцессу герой из западного фэнтези скорее всего будет спасать за деньги. Потому что его наймут, как Конана или Шрека. А бороться против тирана станет, потому что предварительно этого самого тирана обокрал, и тот обиделся.
В "славянском фэнтези" уголовный элемент на первые и даже вторые роли выбивается редко. Вспомним один из самых популярных романов, который можно даже назвать зачинателем жанра — "Волкодав". Можно сказать, что в нем много общего с не менее знаменитым "Конаном-варваром". Оба героя попали в рабство после гибели своих родов, оба выжили и вышли на свободу. Однако целью Волкодава стала месть убийце, после чего он решил заняться мирным трудом, отвлекаясь от оного только ради помощи своей новой родине — жителям города и его князю. Конан же нашел себя в разбое и наемничестве, поиске сокровищ, а отомстить за семью ему повезло чисто по случайности.
13. В вашем романе "Князь. Война магов" царь Иоанн говорит об изобретении своего супротивника митрополита Макария, "коим он книжечки свои по рукам пускает". Еще до первопечатника Федорова. Откуда вы черпаете знания по истории Руси и соседних стран той далекой поры?
Трудно поверить, но в большинстве случаев — из открытых и широко доступных источников вроде энциклопедий и пособий по истории для школ и вузов. В энциклопедическом словаре прямо написано, что Федоров издал не первую книгу, а первую датированную книгу. Книгу, имевшую дату издания. Все предыдущие печатные издания на Руси выходных данных не имели и хранятся под общим обозначением: "анонимные издания". Да и сам Федоров жаловался, что уехал из Москвы из-за происков конкурентов. В подробной статье любого приличного справочника вы можете прочитать про Ивана Грозного: что он построил первую консерваторию, способствовал развитию книгопечатания, отменил кормления, ввел местное выборное самоуправление. Но упоминание об этом в книгах почему-то вызывает у многих удивление. Или еще пример. Если вы откроете любую энциклопедию на имя Магнуса Датского, то узнаете, что вся завоеванная в ходе Ливонской войны Лифляндия от Риги до Юрьева была отдана ему в качестве приданого за племянницей Иоанна Грозного. Датскому принцу, фактически — Дании. Вроде не секрет. Однако в других статьях тех же энциклопедий указывается, что эти земли были отвоеваны у Грозного поляками. Как, почему, когда? Однако, стоит восстановить в романе реальный ход истории, поэтапный, каждый шаг которой согласован с этими, никем не оспариваемыми источниками — и меня тут же начинают обвинять в обмане и незнании!
При написании "Князя" моими настольными книгами стали еще два научных труда. "История" Карамзина и, в качестве основного источника, очень тщательное и аргументированное, переполненное фактическим материалом исследование Казимира Валишевского "Иван Грозный". Рекомендовать его для чтения никому не буду: товарищ ненавидит Россию лютой ненавистью. Но зато фактов собрал очень много. И в этой работе — можно быть уверенным — ничего сомнительного в пользу России историк не приведет. Только то, что невозможно оспорить
14. Колоритные у вас амазонки в "Легионе" получились. Есть шанс снова повидаться с ними в ваших романах?
Ни за что не скажу! Выдавать сюжетный план еще не написанных книг — значит лишить читателя интереса к будущему повествованию.
15. С чего начиналась ваша писательская деятельность?
Советские времена, острая нехватка столь любимой всем фантастики на прилавках и в библиотеках. Не имея возможности читать, попытался создавать что-то на интересные мне сюжеты сам. А когда набрался жизненного опыта — попытался воплотить задуманные сюжеты на бумаге. Многое получилось.
16. Как вы выбираете себе соавторов?
Выбирает судьба. Когда молодой и явно талантливый автор приносит свои произведения, то поначалу они нуждаются в значительной корректировке. Просто из-за того, что начинающему автору не хватает литературного опыта. Если автор не против, то я, в силу своего разумения, вношу в его произведение те коррективы, которые нужны, чтобы оно "заиграло". Некоторые сюжетные линии добавляю, иногда убираю, меняю или дополняю эпизоды, разворачиваю самые красочные сцены. И таким образом оказываюсь соавтором, отвечающим за произведение в целом.
17. Каких авторов читает писатель Александр Прозоров? Какие фильмы наиболее запомнились, и может быть, даже повлияли на творчество?
Естественно, в первую очередь Костомарова, Соловьева, Демина, ищу новые источники. Кто знает, какие еще исторические нюансы проскочили-таки мимо моего внимания? Люблю Хайнлайна, Даррела, Хойла и лучшего из русских писателей — Михаила Булгакова. Его литературный язык и гибкость сюжета — неподражаемы! Наших современников стараюсь не читать. Не столько потому, что не нравится, сколько из боязни, что придуманные ими сюжетные находки и герои отложатся в памяти — и потом подсознательно просочатся в мои произведения. Получится невольный плагиат.
Фильмы, которые запомнились и которые оказали влияние на творчество, зачастую очень и очень разные. Когда я вместе с детьми смотрел "Гарри Поттера", то был сильно раздосадован, поскольку так сюжеты делать нельзя, и очень многие герои неправильны. И появилось желание сделать все "правильно". С другой стороны, мне очень понравились "Изо всех сил", "Афера Томаса Крауна", "Классик", "Потайная комната". Но ничего похожего я, естественно, писать не буду.
Культовые фильмы типа "Матрицы", "Пиратов Карибского моря" или "Идентификации Борна" упоминать не стану. Не потому, что не смотрел или не произвели впечатления, а потому, что вряд ли мое мнение отлично от мнения большинства зрителей.
18. Судя по циклу "Легион", Ганнибал является вашим любимым историческим деятелем. Кто, по- вашему, еще достоин Вечности и запечатления не только в исторических хрониках, но и в романах?
Генерал Котляревский, чуть ли не в одиночку воевавший с Турцией, в то время как общее внимание было приковано к Наполеоновскому нашествию. Алексей Тишайший, "тихо" проведший немало судьбоносных реформ русского общества и вернувший многие потерянные в Смуту земли и даже раздвинувший границы еще далее. Хотелось бы восстановить в памяти людской подвиг двухсот детей боярских, что в 1572 году встретили у Сенькина брода стадвадцатитысячную армию Девлет-Гирея и полегли все, не отступив ни на шаг перед врагом, невероятно превосходившим их числом. Когда читаешь исторические хроники, дела очень многих людей вызывают восхищение. Трудно выделить из многих самых достойных наиболее достойного.
19. Будет ли продолжение у "Темного Лорда"? Встреча с повзрослевшим Битали...
Очень надеюсь, что ему удастся повзрослеть. Враги не дремлют, а он еще даже школы не успел закончить. Спасаю, как могу.
20. О чем будет ваша следующая книга и когда она выйдет?
Очень надеюсь, что мне наконец удастся написать о битве у деревни Молоди, определившей судьбы Европы. Это моя давнишняя мечта.
Что почитать?
Цикл "ВЕДУН". Один из самых популярных отечественных фэнтезийных сериалов.
"Ведун" - это классическое фэнтези, заставляющее вспомнить головокружительные приключения Ведьмака..."
Сергей Лукьяненко
"Ведун. Слово воина"
Олег Середин, простой российский кузнец в обычном автобусном парке, а свободное от работы время - один из старожилов реконструкторского клуба "Остров Буян", однажды задает своему мудрому "игровому" учителю, волхву Ворону наболевший вопрос: "На фига все это действительно надо? Дурью маемся. XXI век на дворе. А мы все мечами машем да заговоры нашептываем. Бред. Один хороший автоматчик – и все наши тренировки псу под хвост, вместе с оберегами и талисманами". Но вместо того, чтобы стать нормальным человеком, пить водку и шляться по улицам, Олег в полночь нарисовал на лестничной площадке колдовской треугольник, зажег свечи и произнес магическую формулу. И оказался на неведомом болоте. Вскоре пришлось ученику волхва применять все магические и боевые знания на практике. В этом мире нельзя жить спокойно и безопасно. Потому что повсюду есть нежить, а он, Олег Середин, теперь не просто странник, а Ведун.
"Ведун. Душа оборотня"
Только отечественный ведун может не только не убить волкодлака Невзором, но и помочь ему... А получилось в итоге? Схватка с северным колдуном Ингольфом, сражение с древними воинами, быстротечная любовь с прекрасной волшебницей Веленой и снова дорога дальняя. На Руси нежити хватает. Но порой на пути встают обычные люди и тогда звучит фраза "я хочу наказать зло, в каком бы обличье оно не пряталось".
"Ведун. Потрясатель вселенной"
На этот раз Ведун (Олег Середин) отправляется в Муром, где обитает его учитель Ворон, способный вернуть парня и его спутницу в их родное время, нашу современность. Но разве такой герой может идти по земле незамеченным? Вокруг него неизбежно соберется толпа – но не поклонников, а сподвижников, привлеченных его боевой удалью и прочими магическими талантами. И так он стал вождем с гордым именем "Приносящий добычу". Его колоритная спутница-красавица с романтическим именем Рокслана, избалованная дочь российского олигарха, предпочитавшая в XXI веке экстремальные виды спорта, здесь, в XIII – упоение битвой и вытаскивание оружия по любому поводу. Впереди у них поход в Китай и схватка с вражеским магом, пославшим против Олеговой рати огромных терракотовых стражников. И наш Олег, ведущий полчища монголов, постепенно превратился в "мудрого и непобедимого Тенгизхана", разгромившего не только Китай, но и великую Хорезмскую державу. Он не хотел воевать с русскими - но ведь так было необходимо отомстить половцам, убившим любимую. В результате – битва на Калке, и первый разгром отечественных дружин татаро-монголами, во главе которых стоял простой российский парень из XXI века. Потом все же он решил вернуться домой, в свой век, и великий завоеватель "скончался"...
"Ведун. Кровь ворона"
Понаехало колдунов и воинов за схроном князя Черного. Князь давным-давно сгнул в походе на южных разбойников, а золото осталось... Впереди заговоренная река, чародейство и предательство. Но даже из дальних земель, вырвавшись из полона, Ведун вернется к любимой и отомстит изменнику...
"Ведун. Медный страж"
Князь Муромский с войском идет в поход на злодеев. С ним отправляется и Ведун – ради мести за "сотни товарищей моих, что обманом в рабство были проданы". Порубили недругов и досталась Ведуну добыча – юная девица. Но она оказалась такой красивой, что каждому мужчине, который ее видел, хотелось ею завладеть.. Так четверо промысловиков решили любой ценой "попользоваться" девицей. Но ценой оказалась жизнь, а Ведуна пытались обвинить в душегубстве.. И все решалось Божьим судом – поединком.
ПЛОТИ ВЕДУНА СТАЛО ТЕСНО МЕЖДУ РАСПАРЕННЫМИ ДОСКАМИ И ТЕЛОМ.
Цикл "КНЯЗЬ"
"Князь. Зеркало Велеса"
Умирает подросток, единственный наследник древнего русского рода, и волхв, уступаю просьбам безутешной матери, отыскивает ему новую душу. Как и положено в отечественной фантастике, оcуществляется некий переход из нашего цивилизованного мира в далекие времена Ивана Грозного. Прежде безобидный школьник обучается воинскому искусству, тайнам волхвования, но с тоской вспоминает о светлом будущем. Но за это будущее нужно бороться с недругами Руси. Здесь и сейчас.
"Князь. Заклинатель"
Вернуться из XVI века в полном облачении и попасться милицейскому патрулю – ношение холодного оружия, антиквариат (на теле) на большую сумму, отсутствие документов – доблестному боярину, князю Сакульскому не позавидуешь. И Прошлое снова приняло его. Неужели прав мудрый волхв Лютобор, что прежнее будущее новоявленного князя перестало существовать, "уцелели лишь малые осколки, в которые ты попадаешь". Но если нельзя вернуться в свое будущее, то нужно улучшать свое Настоящее-Прошлое. Но и здесь оказалось все не так просто: и по расчету жениться необходимо, да проклятие над будущим родом висит. Когда-то повздорил великий князь Новгородский Гостомысл с кудесниками лапландскими, и навели они на князя порчу великую, проклятие родовое. И, самое главное – трудно жить без фотоаппарата. Нет фотографий, ни видео будущей жены. А соглашаться надо срочно…
"Князь. Золото мертвых"
Во все времена волшебное слово – золото. Древний колдун заховал слитки с золотом и поставил стражами упырей. Прошло несколько веков и князь Сакульский (он же – наш бывший современник Зверев) решил добыть золото, да заодно избавить свое княжество и род от проклятия злобного колдуна. Золото нашли, но что делать с бродящим по селу "родными" мертвецами? И с непобедимым и всесильным колдуном Белргом, чью могилу князь в поисках золота потревожил?
"Князь. Заговорщик"
Князь Сакульский, обладающий знаниями последующих веков, вовсю трудится во временах Ивана Грозного: то даст царю мудрый совет, то в пророческое Зеркало Весела заглянет, то в своем кабинете-лаборатории тайными науками занимается... Однажды, после нападения очередных супостатов, отлеживающемуся князю приходит нестандартная мысль – начать зарабатывать деньги пером: "тоскливо на Руси бывает, верно, не ему одному. И если кто-то вдруг начнет здесь торговать забавными историями, что можно почитать долгими зимними вечерами, то заработает на этом наверняка не меньше, чем на лесопилке или судоверфи".
Но вообще-то роман не об этом. Когда недруги зарятся на родные земли, то даже воин- чародей, неугодный суеверному государю, пригодиться.
"Князь. Удар змеи"
Князь Сакульский тихо и счастливо живет в небольшом имении с красавицей женой и детьми. Выходец из цивилизованного XXI века сумел приспособиться и на Руси образца 1560 г. На троне – царь Иван, еще не прозванный Грозным. Вокруг государя вьются бояре, купцы иноземные, только князя Сакульского с ними нет - не любит его правитель .А зря, поскольку княжеский тайный учитель – никто иной мудрый волх, всесильный Лютобор. Могучий старец, не только узнал о тайной сути пришельца из будущего, но сделал из него чародея, обучив Сакульского тайным знаниям: как во сне в места далекие приходить, как в чужие сны проникать, как вести посылать за многие версты...
При активном участии князя (знания последующих веков и рукотворные чудеса) Русь поглотила Казанское и Астраханское ханства. Но рядом притаился новый враг – могучая Османская Империя. Какую пакость сей державе надо сделать, чтобы ей стало не до похода на Русь? Учитывая многократное численное превосходство османской армии, и тот факт, что кудесники Востока неспроста считаются самыми сильными в мире, а европейцы и славяне своих чародеев не жалуют.
Цикл "ЛЕГИОН" (в соавторстве с Алексеем Живым)
"Легион. Рим должен пасть"
Что может случиться с нашими доблестными дембелями, особенно только что отслужившими в морской пехоте? Да что угодно! Федор и Леха, решив восстановить справедливость в одном отдельно взятом российском местечке, побили нехороших нерусских вымогателей, и дабы избежать ненужных вопросов от правоохранительных органов, отправились порыбачить в родном Черном море. Шторм, чудные корабли, словно взявшиеся из исторических блокбастеров. "Ты хочешь сказать, что они из прошлого в наше время перенеслись? – зашебуршал ногами морпех. – Во влипли мужики!". Но влипли не мужики, а наши дембеля, угодившие на пару с лишним тысячелетий назад, во время грандиозной войны между Римом и Карфагеном. Где наша не пропадала?
Воину в любом времени найдется место как для подвига, так и для радости. Став доблестным римским легионером, он в свободное время (предварительно купив нужный жетон) развлекается в элитном публичном доме. Все было бы хорошо, но ведь любви не прикажешь – он полюбил ее, а она – его. Он – Федор Тертуллий, младший командир, а она – Юлия, дочь одного из самых могущественных людей Рима, и должна выйти замуж по расчету, безропотно следуя воле отца.
"Легион. Прыжок льва"
Вовсю бушует война между Римом и Карфагеном. Ганнибал снова не получил необходимых подкреплений – у политиков свои цели и многим даже в самом Карфагене не нравятся успехи великого карфагенянина, покорившего почти половину мира и теперь снова готовящегося к походу на Рим. Например, что делал доверенное лицо карфагенского сенатора в осажденном карфагенянами городе, не являясь при этом пленником? Но на стороне Ганнибала воюют и бывшие наши соотечественники. Доблестный мотпех Федор Чайка защищает Сиракузы, попутно спасая и знаменитого ученого Архимеда. И тот сразу согласился построить машины для осадного обоза Ганнибала. А тем временем прежний починенный Чайки геройствует у скифов, поднимая их на борьбу с ненавистными Римом, систематически тиранящим весь окрестный мир...
"Легион. Испанский поход"
Очередные серии приключений российского морского пехотинца Федора Чайки, угодившего вместе с соратниками во времена Пунических войн. Великий Ганнибал готовится к походу на Рим. Ему готовы помочь в этой смертельной борьбе скифы и македонцы. В освобожденных от римлян Сиракузах под руководством Архимеда строятся катапульты для осады Рима.
Но враг не дремлет – римские лазутчики повсюду: в городах, где установилась власть Карфагена, происходят загадочные убийства доверенных лиц сенаторов и послов. Чайка, ставший не только одним из военачальников карфагенской армии, но и доверенным лицом Ганнибала, начинает свое тайное расследование, пытаясь найти предателей. И тогда начинается охота и на него. Пока он воюет, путешествует с секретными письмами, у него подрастает сын, рожденный от дочери римского сенатора, смертельного врага Карфагена. Войска брата Ганнибала были разбиты и теперь карфагенянам предстоит сражаться не только в Италии и родной Африке (где мятежные царьки на римские деньги поднимают восстания), но в Испании, Новом Карфагене.
Да и многие сенаторы самого Карфагена вовсе не жаждут, чтобы их полководец взял Рим: "Власть над миром, Федор, очень опасная вещь, а Ганнибалу и его семье, по сути, принадлежит уже полмира. Половина того самого мира, который должен принадлежать всем гражданам Карфагена..."
"Легион. Ганнибал Великий"
Два бывших морских российских пехотинца непонятным образом оказываются в Прошлом, во времена расцвета Карфагена. Один из них успешно "делает карьеру" – став одним из военноначальников прославленного Ганнибала, получает "премии" за спецоперации и часть трофеев. Но честно нажив на войне состояние, он начинает испытывать к своей новой Родине чувство благоговения и поэтому вместо организации собственного прибыльного дела (морской торговли вдоль берегов Африки), рискуя жизнью, участвует в походе на Рим. Но обстоятельства складываются так, что его любимая, родившая ему сына – дочь римского сенатора, злейшего врага Карфагена. Она попадает в руки карфагенян и становится пленницей возлюбленного.Тем временем другой наш современник становится одним из вождей создающейся скифской империи. Однако самое волнующее впечатление на бывшего морпеха производят амазонки: "Как же изменились бабы всего за пару тысячелетий, этих попробуй, заставь за пивом сгонять. Сразу без зубов останешься". Но зато круче мужчин из Будущего в том мире ничего нет…
"Темный Лорд"
Как стать волшебником? Магия, как и любое искусство, требует обучения Поэтому все дороги будущих чародеев приводят в магические школы. В одну из самых известных, маркиза де Гуяка, и приехал юный чародей Битали Алистер Кро. В этой школе без помощи волшебства просто невозможно выйти из комнаты, а любое путешествие ученика, например в душ, по началу превращается в захватывающее приключение. В замке, полном чудес, будущих волшебников учат в первую очередь искусству выживания, потому что "ваша надежда на магию, амулеты и заклинания наивна и глупа. Против каждого "крабме-крибле" есть свои обереги и амулеты". А как же окружающий мир? Вокруг школы живут обычные люди, да и в это местечко будущих учеников привозит обычный автобус. Но существует загадочное Четвертое пророчество, когда-то заставившее чародеев прекратить братоубийственную войну и заключить Хартию Единения. Именно Единение сделало всю планету единой страной. Но Хартия запрещает любые союзы числом более ста одного колдуна. Если этот запрет нарушается, маги Совета Равных уничтожают нарушителя безо всякой жалости - дабы не было больших войн и даже возможного уничтожения всего человечества.
Существует строгий магический этикет: магам запрещено вовлекать в свои споры обычных смертных, учить их сражаться с чародеями. Смертным нельзя знать о существовании волшебников. Но кто сказал, что все маги – белые и пушистые?
Цитаты
"Легион. Рим должен пасть" (в соавторстве с Алексеем Живым)
"У кочевников, Леха, не только городов, но и кораблей вроде быть не должно, а тем более портов…но эти (прим. – скифы) уже только наполовину кочевники. У них и то, и другое имеется…Да и мореходами они заделались не хуже греков. Так что и море это, если меня не подводит память, Скифским сейчас должно назваться".
"Легион. Ганнибал Великий"
"Амазонки в богатых и качественно сделанных доспехах – это Леха уже определял на глаз – остановили своих коней в десяти шагах от Иллура. Все пятеро были высокого роста, мощны в плечах, с крепкими руками, а женская грудь, стянутая панцирями и ремнями, была почти незаметна. Но воображение морпеха уже начало дорисовывать невидимую глазу картину. Бабы-то были все как на подбор – кровь с молоком. Да и уродинами их было не назвать. Красивые, короче, бабы".
"Легион. Прыжок льва"
"Меня отправляют на встречу с Архимедом, вот это номер, - подумал Чайка, - никогда не мог себе представить, что увижу этого знаменитого грека, про которого написано в любом учебнике геометрии. Да ведь он сам ее, кажется и придумал".
"Легион. Испанский поход"
"- А что Архимед....уже выполнил наш заказ?.... - В том-то и дело, что этот взбалмошенный старик опять увлекся каким-то расчетами и его сильно раздражает, что нужно тратить время на изготовление давно понятных вещей"
"Ведун. Слово воина"
"Я ведун, Дубовей. Я борюсь со злом. Мне нет дела до того, во что верит или не верит человек или нежить. Мне важно, живет он в мире – или же за счет чужого горя. Мне нет дела до счастья. Моя работа там, куда пришла беда".
"Ведун. Душа оборотня"
"Теперь он узнал врага. Это был оборотень. Матерый, грузный, но тем не менее быстрый и смертельно опасный своими клыками, когтями бритвенной остроты, гнутыми, как косы, мгновенно заживляющий свои раны. Широкий лоб, заросший почти до бровей, и глубоко запавшие глаза напоминали человеческое лицо, но ниже скалилась волчья морда. Шерсть вокруг рта слиплась от крови, с клыков капала слюна и пена. Передние конечности напоминали бы руки, не будь длинных когтей, которыми заканчивались заросшие жестким волосом кисти..."
"Ведун. Кровь ворона"
"Часто думать о враге –значит, подарить ему часть своей силы".
"В бою не нужна мудрость. В бою нужно мастерство".
"Ведун. Медный страж"
"В самой страшной угрозе нет смысла, если про нее неизвестно врагу. Поэтому нельзя убивать всех разбойников. Он пощадил нас, чтобы мы могли вернуться и рассказать всем подельникам, друзьям и знакомым: каимовцев грабить нельзя! Там есть неотвратимый мститель!"
"Ведун. Каменное сердце"
"Как относишься к крепости – так она тебя и защищает".
"Их (прим. колдуний) сжигали потому, что огонь уничтожает все тонкие материи. В том числе и души, магию, сглазы, колдовство. Когда сжигаешь ведьму, уничтожаются все ее чары, а сама она лишается бессмертия".
"Ведун. Потрясатель вселенной"
"Пришлось уговаривать старейшин если не учится самим, то хоть присылать в специально построенный для этого поселок Хара-Хорин своих детей, дабы те, будущая элита страны, постигали грамоту. Здесь же он посадил и чиновников, только начинающих великую канцелярскую работу по учету подорожных, уплаты купцами пошлин, сбережения договоров, подсчету потребных сил для дозоров на рубежах с соседними странами и распределению этих обязанностей между различными родами, учету воинов..."
"Князь. Зеркало Велеса"
"Если ты покинешь это тело, отрок...то плоть сия умрет, сгинет со света белого. Прервется славный род боярский. Разве хорошо это, отрок? Ведомо мне, через тридцать лет сгинет Русь Великая, ляжет под копыта коней басурманских, наложницей сарацинской станет навеки. Немногие спасутся, речь и кровь русскую сохранят у брегов моря Ледовитого".
"Князь. Заклинатель"
"Да, видел я в зеркале Велесовом, встал ты на пути смерти великокняжеской, остановил врага злобного, тайного, сохранил власть к длани правителя законного, от рода Хорса поставленного. Но не единым днем все меняется…"
"Князь. Золото мертвых"
"Закон войны. Добыча – холопам, добро – боярам, победа – царю. Даже самый плохонький боярин побрезгует копаться в карманах метрвецов, снимать с них кольца и серьги, поэтому вся подобная мелочь достается холопам. Но вото то, что в карман не спрячешь: оружие, броня, табуны, пленники, корабли, - все это уже собственость дворянина. Города и веси, добытые победой обширные земли и слава собирателя – это уже прибыток правителя..."
"Князь. Заговорщик"
"Земные правители могли стерпеть многое: неуважение, измену, насмешки, иноверие. Но подати в казну – это всегда, для всех и каждого являлось самы что ни на есть священным вопросом. Недоплата налогов означала не просто обкрадывание правителя. Это был еще и отказ признавать над собой власть князя, хана или императора".
"Князь. Удар змеи"
"Иди сюда, - подозвал ее Зверев и снова налил вина. – Попробуй угощения заморского. Это тебе не немецкая дешевка, от османов привезено. Они хоть и басурмане, а тонкие вкусы ценят".
"Темный Лорд"
"Тебя, сказывают, ненароком заклинанием задело, на уроке магическом. Голову маленько зашибли, ободрали сильно местами, покололи, но сломать ничего не поломали. Садины я уже заговорил..."
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию