Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Матушки. Жены священников о жизни и о себе | +18 |
Три власти | +15 |
Битва за Луну. Правда и ложь о "лунной гонке" | +5 |
Луна… Что с ней можно делать? На неё можно выть, под ней можно мечтать. Но однажды люди задумали до неё забраться, причём кто-то захотел это сделать первым. Книга Антона Первушина «Битва за Луну: Правда и ложь о «лунной» гонке» - это не только рассказ об американской и советской лунных программах, о великом противостоянии середины 20 века, это занимательнейший рассказ о том, как люди решили добраться до луны. Оказывается, в 1638 англиканский епископ Джон Уилкинс написал книгу «Беседа о новом...
Кроме великих русских и американских покорителях луны в своей прекрасной книге Антон Первушин рассказывает и о немецком вкладе в покорение космических пространств, и о великих пропагандистах полётов на Луну. Но самое главное Антон Первушин чётко уверен, что новый этап в покорение Луны не за горами. И несмотря на то, что человечество на некоторое время увлеклось виртуальными мирами, оно снова вернётся к освоению космоса. И лунные города – это не такое и далёкое будущее.
В основу книги положены интервью девяти женщин разного возраста, воспитания, образования.
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги журналиста Ксении Лученко «Матушки: Жены священников о жизни и о себе», вышедшей в издательстве «Никея». В основу книги положены интервью девяти женщин разного возраста, воспитания, образования, которых объединяет одно: их мужья — священники.
Жена священника, попадья, матушка — кто она? Простая православная жена или ее служение...
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги журналиста Ксении Лученко «Матушки: Жены священников о жизни и о себе», вышедшей в издательстве «Никея». В основу книги положены интервью девяти женщин разного возраста, воспитания, образования, которых объединяет одно: их мужья — священники.
Жена священника, попадья, матушка — кто она? Простая православная жена или ее служение выше, значимее? Прямого ответа на этот вопрос книга не дает, потому что каждая матушка отвечала на него по-своему. Ведь героини книги сильно различаются.
По словам Ксении, выбор героинь для книги велся по-нескольким критериям. Во-первых, матушки должны были быть из разных кругов и принадлежать к разным поколений. Во-вторых, в книгу вошли только самые смелые матушки: многие отказывались от интервью. А в-третьих, некоторых матушек Ксения просила дать интервью, прочитав другие публикации о них: например, Марине Митрофановой ей захотелось задать дополнительные вопросы после прочтения ее интервью приходскому журналу.
«Матушки» не похожи на ту православную литературу, которую можно кратко охарактеризовать «книги для душеполезного и назидательного чтения благочестивыми супругами» («…детьми» или «…для семейного чтения» — возможны вариации).
- Кроме вопросов, которые активно обсуждаются в церковной среде, в этой книге жены священников поднимают важные мировоззренческие вопросы, актуальные не только в пространстве Церкви, но и для людей, думающих о себе, этом мире, об окружающих, — подчеркнул священник Валерий Степанов.
При этом актуальность не мешает «Матушкам» быть «абсолютно церковной» книгой. Для самой Ксении стимулом послужили два желания:
-записать воспоминания о людях XX века;
-рассказать о жизни нормальной христианской семьи.
Автор рассказывает: «Несмотря на то, что в книге рассказывается и о молодых матушках, это документально-журналистская работа, в которой показан срез нашего времени. Там много устных историй, прямой речи. Важно не только рассказать о прошлом, но и зафиксировать для последующего осмысления то, что происходит в жизни православных семей сейчас.
Для меня в книге дороги исторические части. Например, где матушка Анастасия Сорокина рассказывает о своем детстве в Печорах, или матушка Наталья Бреева рассказывает о своей семье, о том как они жили в XX веке в России, пережили раскулачивание, блокаду Ленинграда... Я хотела этим показать читателю, как люди бережно относятся к истории своей семьи – как к части истории своей страны и Церкви.
Это история повседневной жизни целой социальной группы или, может быть, круга людей, скорее в жанре «жизни замечательных людей». Я старалась сделать ее полегче, чтобы широкой публике было интересно, «про любовь» там тоже есть, про встречи, про то, как делают предложение выйти замуж, иначе рассказ был бы не правдив. Но все довольно интеллигентно и скромно. Никто из моих героев не любит выставлять напоказ свои личные истории».
К теме жизни обычной христианской семьи Ксения пришла от невоплощенной рабочей идеи:
-Все началось несколько лет назад, когда в одной дружественной православной телестудии мы в порядке мозгового штурма придумали передачу, подобную «Пока все дома», — ходить в гости к священникам и снимать, как они живут. Эта идея благополучно погибла, как минимум, потому, что уговорить на это совершенно невозможно. Я представила себе этого несчастного редактора, который будет обзванивать матушек и батюшек с просьбой прийти со съемочной группой к ним в дом.
Впрочем, отец Андрей Юревич ответил Ксении приглашением:
- Приводи репортеров! Хоть целую редакцию!
Пустить в свою семью читателя, а не зрителя, оказалось проще. Священник Максим Первозванский, чья супруга Лариса — также героиня «Матушек», считает, что рассказ о жизни семьи священника — это обмен полезным опытом. Отец Максим не присутствовал в зале, но заранее дал краткий видеокомментарий, который был продемонстрирован на презентации:
- Моя супруга долго отказывалась, и мне пришлось приложить немало усилий, чтобы все-таки уговорить ее это интервью дать. В этой книге наши жены делятся своим жизненным опытом — очень важно увидеть в них живых людей. С одной стороны, приоткрыта завеса в жизнь жен священников, а с другой — нет ненужного копания, очень тактично.
Сегодня не мудрено растеряться перед обилием того, что появляется на книжном рынке. Многообразие жанров, новые имена, новые литературные течения. Kто-то привлекает ловко закрученным сюжетом, кто-то – изящным стилем или злободневностью темы. Но редко прочитанная книга остается в памяти хотя бы на пару дней. Вроде бы и написано живо, старательно, а за душу не берет. А бывает незамысловатый вроде бы рассказ, простая житейская история, а чувствуется в ней такая глубина и правда жизни, что мороз по...
Таким удивительным даром – западать в душу – обладает проза Лидии Сычевой. Автор – не новичок в литературе, читателю хорошо известны книги «Предчувствие», «Вдвоем», «Уже и больные замуж повыходили». Юмор, образный выразительный язык, умение видеть главное в человеке, сопереживать и сострадать, искренность и лиричность – отличительные качества стиля писателя. Несмотря на все тяготы жизни, герои Сычевой не забывают о главной власти в судьбе человека – власти любви. В этом, пожалуй, и заключается основной смысл новой книги писательницы «Три власти», которая вышла в самом конце 2012 года в издательстве «ИТРК».
Книга отрывается одноименным рассказом. Главный его герой – молодой ученый-физик Сергей впервые попал в Кремль на званый прием. Оказавшись на Соборной площади, Сергей ощутил как «бьется сердце великой страны… Он вдруг почувствовал себя Иваном Грозным, Македонским, Цезарем и ему казалось, что это он правил настоящим, прошлым и будущем разноплеменной империи. …Ему казалось, что он мчится на лыжах с огромной горы и душа трепещет – он должен сейчас разбиться, погибнуть, но он все летел и летел; так вот, успел он подумать, неужели почувствовав свою призванность, владеть и властвовать, можно еще чего-то хотеть?!»
А потом Сергей покорился в другой власти – власти таланта, слушая удивительное пение выступавшей на концерте женщины. «…За певицей не было ни тысячелетней Руси, ни космических войск, ни глухих закоулков сумрачной страны с полуразрушенными избами. Был только ее дар, ее голос простой смертной женщины, но в эти минуты он готов был стать перед ней на колени…» Однако всего сильней все-таки оказалась третья власть – власть любви, когда, оставшись наедине с любимой женщиной, Сергей понял: «…все царства мира, все венцы кесарей он бы сейчас отдал за то, чтобы никогда, ни на минуту не разлучаться с ней…».
О власти любви и рассказ «Простая история», главный герой которого ради житейских благ предал свою свою Галинку, верно ждавшую его из армии. Простой шофер-работяга изливает душу на бумаге, обращаясь к неведомому другу: «Если Бог тебе послал любовь в начале жизни, если это твое, никому не надо свою любовь отдавать, никого не надо слушать, кроме сердца своего…» Об утраченной любви и тоске по ней и рассказ «Очарована, околдована». Семидесятилетняя Алла Валерьевна, имеющая замечательного, любящего мужа, детей и внуков, оказывается, всю жизнь любила другого. Лишь когда Сени не стало, ощутила Алла Валерьевна опустошенное спокойствие, и мечтает теперь об одном, чтобы вылечился от пьянства сынок Саша…
Лидия – мастер короткого рассказа, несколько страниц вмещают в себя не только человеческую судьбу, но и порой целую эпоху как, к примеру, в рассказе «Летящая». Главная героиня «была ладной, легкой и красивой, а будущее было бездумно, светло и прекрасно». «Родиной у нее была большая, необъятная страна, через которую надо было ехать семь или восемь суток подряд…» Она стала проводницей, потому что «во всем этом наборе слов: дорога – путь – железо – сообщение, ей вдруг послышалась музыка, та, которая всегда сопровождала ее «полеты» – музыка ветра, движения. …работа была для нее лишь жизнью, несущей ее вперед, вперед». Но распалась страна и станцию, на которой жила Летящая закрыли, пришлось вернуться в деревню, к земле. Однако по ночам ей был жутко, она плакала, вспоминая дорогу. А в один из жарких дней, когда женщина копалась в огороде, ее хватил удар. Из больницы она вышла с парализованной рукой, нарушенной речью и поврежденным рассудком. Сколько же таких было искореженных изломанных судеб в 90-е! Летящая – это еще и символ России, парализованной бездумными антинародными реформами, утратившей легкость и красоту…
Лидия Сычева – лирик, однако ее ирония становится беспощадной, переходит в гротеск, когда писатель говорит о тех, кто превратил сильную, мощную Россию в парализованную старуху. Острой политической сатирой можно назвать рассказ «Новейшая история». Вот как прозаик описывает министра Алексашенко: «…Инфантильно-изнеженный, артистически-нелепый, изломанно-хрупкий. В его бледном лице с глубокими голубыми тенями и синюшными губами есть что-то из иного, вампирско-загробного мира. Нежить – особый разряд духов. …Нежить садится в президиум, складывает руки, похожие на перепончатые лапки гигантской летучей мыши. Слабая равнодушная улыбка гуляет по синим губам. Нежить благосклонно кивает залу. ...Все в стране отлично знают, что деяния нежити Алексашенко безумны и вредны. Но нас несет поток селевой грязи, мы не можем остановиться, зацепиться за твердую почву, удержаться».
Впрочем, автор всегда оставляет надежду и своим героям, и, конечно, читателям. Рассказ «Новейшая история» писатель завершает сценой крещения девяти маленьких ангелочков. «Кудрявые и почти безволосые головенки, маленькие ручки и ножки, наивные удивленные глаза, лепет, гуление. Светлые, беззащитные дети.
А сверху, сквозь цветное витражное окно, смотрел на них всемогущий Христос. Родители верили, что силы небесные спасут и защитят их детей, когда они сами уже будут не в силах им помочь…»
Проза Лидии Сычевой защищает своих читателей от бездуховности и безверия. От пустоты и серой обыденности. Она дает силы жить и надеяться, верить и любить.
Светлана Руденко, журналистка, Москва
Не знаете, что почитать?