Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Прощай, оружие! | +7 |
Пена дней | +1 |
Счастливая смерть | 0 |
Ранний роман Альбера Камю, как гласит аннотация, должен заинтересовать читателя множеством загадок.
Так оно и есть, первое знакомство с автором-отцом экзистенциализма прошло более чем удачно, оставиив приятные воспоминания.
Итак, "Счастливая смерть" - роман в моём понимании о смерти и о жизни, причём о жизни в большей степени. Сюжет прост и гениален: человек путешествует, "плывёт" по жизни в поисках своего счастья. И находит его в конце концов.
Писать обширную...
Так оно и есть, первое знакомство с автором-отцом экзистенциализма прошло более чем удачно, оставиив приятные воспоминания.
Итак, "Счастливая смерть" - роман в моём понимании о смерти и о жизни, причём о жизни в большей степени. Сюжет прост и гениален: человек путешествует, "плывёт" по жизни в поисках своего счастья. И находит его в конце концов.
Писать обширную рецензию не хочется, так как этот роман стоит прочесть самому человеку, и самостоятельно поразмышлять над некоторыми вопросами: зачем мы рождены? в чём смысл жизни? в счастье? но что есть счастье?
Очень понравились герои "Смерти", живые люди, со своими пороками и мечтами: калека, разочаровавшийся в жизни и опустошённый; Марта - девушка Мерсо (главного персонажа), Клэр, Роза и Катрин - троица подруг Мерсо, Люсьен, жена героя, Перез - старый однорукий рыбак... Мерсо Патрис многим напоминает Антуана Рокантена из "Тошноты" Сартра - всё тот же заблудившийся человек, погрязший в мрачном одиночестве, его точно также тошнит от пустоты вокруг и в самом себе.
Мерсо получает деньги. Ему больше не нужно работать - а потому есть время для осуществления своей мечты - обретения счастья, пусть и мимолётного, зато подлинного, настоящего. Он обретёт его, плавая под ночным небом в море, над чёрной бездной воды, в тишине, прерываемой лишь шумом прибоя.
У каждого счастье своё. Роман Камю заставляет задуматься и переосмыслить жизненные идеалы, ценности, выбрать для себя собственную судьбу, постараться жить так, как подсказывает душа - иначе для чего вообще жить? В путь, в путешествие за своей мечтой толкает книга, она - словно глоток чистого, морского бриза, пробуждающий от иллюзорного сна, миража больших городов. Маленький роман буквально рушит оковы ложных установок. Человеку на перепутье, потерявшему смысл своего существования категорически рекомендую прочитать.
Мерсо перед смертью понимает одну простую и в то же время сложную вещь: осознанно принимая холодящее угасание, он неимоверно жаждет жить. Воспоминание шума набережных, кафе и ресторанов, женщин, деревьев, моря... Человеку не жалко умирать, если он испытал счастье, не важно как долго, важно, что ощутил ЖИЗНЬ. Главное - не бояться жить, не бояться умереть, не бояться своей мечты.
Борис Виан. Совершенно волшебная "Пена дней". Буйство красок, музыки, абсурда. И море удовольствия от прочтения!
Мой первый роман Виана ждал своего часа почти год, пока я искал в книжных магазинах более или менее качественное издание. В конце концов нашёл. Купил. И прочтиал за одни сутки, в чём нет ничего удивительного: моя страсть к чтению плюс небольшой объём в совокупности и определили результат)
Я обожаю читать книги на улице, в парках, на лавочках города в тихих уголках....
Мой первый роман Виана ждал своего часа почти год, пока я искал в книжных магазинах более или менее качественное издание. В конце концов нашёл. Купил. И прочтиал за одни сутки, в чём нет ничего удивительного: моя страсть к чтению плюс небольшой объём в совокупности и определили результат)
Я обожаю читать книги на улице, в парках, на лавочках города в тихих уголках. Оставаясь наедине с природой, наедине со своими мыслями... Книга увлекла меня в головокружительное путешествие по строкам Бориса Виана, в плавание по океану мыслей абсурдиста. Великолепно! Уже многое написано про "Пену дней", не хочется повторяться...
Но не сказать про тонкий юмор Виана, яркие образы персонажей, не упомянуть восхитительный сюжет, абсурдистские эпизоды, забыть невероятной красоты (даже в переводе) язык писателя просто нельзя! Книга-праздник. Но. Праздник, который плавно перельётся в трагедию. Обернётся трудным испытанием для молодых героев-любовников, проверкой их на душевную прочность.
Это - как сон, сюрреалистичный, абсурдный, волшебный, яркий, запоминающийся, подвластный лишь бессознательному мышлению. Подобно полотнам Сальватора Дали. И чарующая музыка слов, музыкальное сопровождение книги. Обязательно необходимо слышать эту музыку Дюка Эллингтона в процессе чтения "Пены дней", иначе упускается вся музыкальность романа, упускается возможность ярче представить образы, прочувствовать настроения персонажей...
Помимо всего прочего, Виан способен доставить массу удовольствия своим читателям, которые, я уверен, не оторвутся от страниц тего книг. Читайте его, или хотя бы попробуйте почитать.
Эрнест Хемингуэй - писатель, с которым я знаком по роману "Праздник, который всегда с тобой" и сборнику "Победитель не получает ничего". Сказать честно, сборник 3 года назад не произвёл впечатления вовсе, лишь будучи перечитанным этой весной оказался потрясающе пессимистичным, глубоким и впечатляющим. Да, в определённый период своей жизни я был попросту раздавлен пессимизмом и отсутствием какого бы то ни было смысла.
Ситуацию коренным образом изменил роман...
Ситуацию коренным образом изменил роман "Праздник.....". Париж 20-х годов, город-праздник, город-наслаждение, город романтиков и гениев: семья Фицджеральдов, Гертруда Стайн, Пабло Пикассо, Хемингуэй, Т. Элиот, Э. Паунд... Все те, кто мне лично очень важны и интересны. И я решил познакомиться с ранней прозой старины Хема.
Итак. "Прощай, оружие!". Мастерски лаконично нарисованный пейзаж горной деревни, слякоть, дождь, боевые действия разогрели моё увлечение настолько, что я решил остаться дома и целый день посвятить роману. Конечно же, предварительно сварив кофе и откупорив бутылочку вина. Атмосфера книги ярка и правдоподобна как сама жизнь, оттого и устрашающе трагична история любви, случившейся на войне. Американский офицер Генри, медсестра Кэтрин. Господи, как счастливы и в то же время несчастны они были!
История любви красива, от неё с самого начала так и веет грустью, тоской. Пережив тяготы войны, побывав на передовой, офицер дезертирует с фронта, спасаясь вместе с Кэтрин в Швейцарии. Антивоенная тема слышна отовсюду: в диалогах солдат, в разговорах влюблённых, в очаровательных миниатюрных зарисовках природы... Они сумели убежать от войны, оставив её где-то позади. Со стороны война кажется абсурдной, глупой, не стоящей тех жертв, которые принесены, которые будут принесены ей в адское пекло. Проза Хемингуэя предельно лаконична, минималистична, жёстка, но оттого не менее блитсательна, выразительна, чем любая экранизация.
Отдельно скажу про атмосферу книги ещё раз. Это классно. Дождь, бесконечный, непрекращающийся, преследующий героев дождь, который барабанит по твоему подоконнику, навесу балкона, крыше веранды. Пьянящий запах вина, коньячный дух, стук льдышек в стакане с виски. Горный воздух Швейцарии, запахи свежей постели в отелях, где ночевали Фредерик и Кэт. Всё это слышишь, видишь, чувствуешь. А ночное путешествие на лодке по швейцарскому озеру, буйствующему штормом!
Очень дождливая книга, после которой хочется побыть одному, выпить чего-нибудь, и подумать над тем, что мы сами себе строим препятствия, выдумываем трудности, которые в сущности - прах, ерунда. Война, болезнь - вот что открывает глаза человеку, показывая, что нужно жить. Не существовать, а жить. Американский офицер поймёт это. Но кроме воли человека есть ещё и судьба, которая распорядится по-своему, отобрав у Фредерика Генри всё самое дорогое. Или всё-таки это сделает Бог, в которого офицер уверует в минуту отчаяния и который не услышит его? Думается мне, что, уверовав в Бога, неистово крича молитвы в немом бессилии, Генри потерял своё счастье. Нельзя сказать с уверенностью, обрёл ли офицер Бога в душе, но можно утверждать, что СЕБЯ он обрёл. Себя настоящего. В последних словах, в том, как уходит под дождём Фредерик, едва-едва доносятся его мысли, и можно лишь догадываться, что у него в душе. Быть может, он думает, что лучше было бы остаться на фронте, умереть в бою, умереть от пули или осколка, чем влюбиться в женщину? Ведь не будь этой любви, не было б и тех смертей в родильном доме. Быть может... Не идут из головы те слова, произнесённые Кэт мимоходом: не помешает ли ребёнок их счастью? Не помешает ли?
На самом деле сцена с кесаревым сечением заставила меня содрогнуться. Ребёнок задыхался, пуповина душила его маленькое горло, он погибал. Женщина мучилась. Я читал и представлял, что это рождаюсь я. Как рассказывала мне мать, при родах пуповина душила меня, и роды получились тяжёлыми, и лежать в реанимации пришлось под системами долго... Мысли от сцены этой... будто был при своём рождении.
Так. Теперь, в завершение, надо сказать о сравнениях с Ремарком. История любви проводит параллель с сюжетом в романе "Ночь в Лиссабоне", где влюблённые бегут из пекла Второй Мировой Войны. Сходство поверхностное, но трагичный финал их объединяет. И второе. "На Западном фронте без перемен", великая книга Ремарка о Первой Мировой, и "Прощай, Оружие!" Хемингуэя одинаково антивоенны, трагичны. Только в первом романе повествование ведётся от лица немецкого солдата, и во втором - от лица американского. Не напрямую, конечно, но можно увидеть Войну с обеих сторон: немецкие солдаты точно также ненавидят войну, как и американцы, солдаты Антанты, австрийцы. Никто её не хочет. Никто не хочет умирать и убивать. Но так нужно. Кому? Зачем? Во имя чего? И Ремарк, и Хемингуэй взывали к человечеству, которое оказалось глухим, которое разыграло ещё не одну ужасную войну, устроило не одну ужасную бойню. Экономический интерес и корысть глав ведущих держав, ведущие к этому, вызывают ненависть, непонимание, гнев. Войне нет конца, писал Хемингуэй, и писатель не может оставаться к этому равнодушным.
Я выпью за твою светлую память, старина Хем, отличного красного вина. И за всех тех, кто погиб в войнах. Я выпью вина и пойду на улицу, под дождь, с которым сольются слёзы грусти и счастья за то, что не нужно бежать в укрытие. Или за границу. Что не нужно бежать никуда...
Не знаете, что почитать?