Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Облачный атлас | +8 |
Очень хотелось солнца | +7 |
Поселок на реке Оредеж | +6 |
Ожидание | +1 |
Колыбельная белых пираний | 0 |
Пронзительный роман о поиске своего места в мире, хрупкости человеческого тела и незалеченных травмах детства.
Роман Екатерины Ру, лауреатки премии «Рукопись года», начинается с легенды о мальчике, отвергнутом сверстниками. Злость и обида на других зарождают в нём вторую сущность — хищную и способную не просто дать отпор, но жестоко отомстить обидчикам. Каким образом эта история может иметь отношение к тихой, немного отстраненной Вере — главной героине романа? Она работает обычным...
Роман Екатерины Ру, лауреатки премии «Рукопись года», начинается с легенды о мальчике, отвергнутом сверстниками. Злость и обида на других зарождают в нём вторую сущность — хищную и способную не просто дать отпор, но жестоко отомстить обидчикам. Каким образом эта история может иметь отношение к тихой, немного отстраненной Вере — главной героине романа? Она работает обычным врачом-урологом в городской больнице, где ответственно, но без особого рвения выполняет свои обязанности. А ещё у неё есть дар — каждый раз, когда Вера видит пациента, в теле которого уже поселилась смертельная болезнь, она слышит «колыбельную».
Кажется, что для девушки с таким даром, больница — самое подходящее место работы, но в её глазах эти люди — обречены, им уже ничем не помочь. Вере не раз приходилось сталкиваться со смертью и она не понаслышке знает, каким предательски уязвимым может быть человеческое тело, даже само её появление на свет — скорее случайность, чем долгожданное событие. Так она и плывет по жизни с этим непоколебимым отчаянием, чувством, что она занимает чужое место, предназначенное для кого-то более амбициозного и успешного. Героиня романа словно обращается вовнутрь и плещется в чувстве вины за то, какая она есть — не вписывающаяся в ожидания окружающих.
В той жизни, которую она проживает внутри себя, мир реальный и полный жестокости сталкивается с не менее жестокими фантазиями, и граница между ними постепенно стирается. Тут то читателю и открывается цель истории, рассказанной в начале романа, и все того символизма, которым щедро насыщена книга, остается только удивиться от того, как гармонично эти две темы сливаются в единую мелодию. Екатерина Ру очень деликатно показывает как работает своеобразное магическое мышление главной героини, полностью погружая читателя в её тягостное состояние. На помощь приходит ещё и оригинальный авторский слог, чем-то напомнивший мне язык «Южного ветра» Даши Благовой. Роман в своем роде — заразный, такой, который переключает твой внутренний монолог на одно настроение с главной героиней.
Дебютный роман, завоевавший гран-при премии «Рукопись года» в 2019 году, рассказывает об одиночестве и взрослении девочки, непохожей на других.
Молчание, замкнутость и отрешенность пятилетней Нади сводят её родителей с ума, ведь мама хотела просто «милого ребёнка», а получила девочку с РАС. Очень скоро отец уходит из семьи, а мама опускает руки, тогда спасать Надю приходит бабушка, школьная учительница с внушительным стажем, уж она то точно «сделает из неё человека!». И правда, Надя начинает...
Молчание, замкнутость и отрешенность пятилетней Нади сводят её родителей с ума, ведь мама хотела просто «милого ребёнка», а получила девочку с РАС. Очень скоро отец уходит из семьи, а мама опускает руки, тогда спасать Надю приходит бабушка, школьная учительница с внушительным стажем, уж она то точно «сделает из неё человека!». И правда, Надя начинает говорить и ходить в школу, а в ней открывается талант пианистки, точнее, он всегда у неё был, просто жил внутри, а тут вырвался наружу. Но любое давление, любой катаклизм и изменение в привычной рутине вновь отбрасывают девочку в молчание, ведь в её внутреннем мире всё понятно и стабильно, а музыка оживает и затмевает гул внешнего мира. Надя встраивается медленно и скрупулёзно учится делать то, что другим дается легко, но ход жизни неумолим и что будет, когда хаотичная реальность ворвется в бережно оберегаемый вымышленный мир?
Екатерина Ру педантично и с множеством объемных деталей изображает устройство внутренней жизни ребёнка, а затем и подростка в спектре: подчеркивает сложности в общении и с распознанием эмоций, успокаивающие ритуалы, вроде сортировки батареек и пуговиц, важность постоянства в окружающей обстановке. Когда Надя шаг за шагом начинает выстраивать отношения со сверстниками, у читателя возникает надежда, что, возможно, всё у неё будет хорошо, просто по-своему. Но основное внимание в романе сосредоточено на непреходящем одиночестве героини, потому что, чтобы стать счастливой, ей отчаянно необходимо, чтобы её понимали и принимали со всеми особенностями и потребностями, не давили, пытаясь подчинить общепринятым нормам. Кажется, что это не так уж много? Но жизнь показывает, что эти требования могут оказаться чересчур даже для обычного человека.
Это моя третья книга Екатерины Ру, поэтому я уже была знакома с несколько вычурным, но неизменно образным и лиричным стилем писательницы. История получилась пронзительной от начала и до самого конца, а финал, пожалуй, даже чуть-чуть слишком.
«Ожидание» Екатерина Ру
Саша, главная героиня третьего романа Екатерины Ру, с подросткового возраста жила своей негромкой мечтой. Непростое детство в 90-е, наблюдения за тем, как жизнь сломила и изменила её родителей, заставили девушку придумать изящный план побега от тяжелой действительности — мечту отправиться в далекую теплую страну у моря и стать привратницей этой страны, первой встречать таких же измотанных и усталых путников в земном раю. Этот образ словно бы озарял Сашины будни,...
Саша, главная героиня третьего романа Екатерины Ру, с подросткового возраста жила своей негромкой мечтой. Непростое детство в 90-е, наблюдения за тем, как жизнь сломила и изменила её родителей, заставили девушку придумать изящный план побега от тяжелой действительности — мечту отправиться в далекую теплую страну у моря и стать привратницей этой страны, первой встречать таких же измотанных и усталых путников в земном раю. Этот образ словно бы озарял Сашины будни, придавал смысла и выделял её в собственных глазах из сонма тех, кто блуждал в темноте, плыл по течению обыденного распорядка жизни: университет, работа, замужество, дети. Так, постепенно, временами спотыкаясь, Саша шла к заветной цели, пока в один миг дверь в рай не захлопнулась — неожиданно родился ребенок, ненужный и нелюбимый.
Героиня романа проводит много-много лет в ожидании того, когда начнется её настоящая жизнь, то есть та, которая совпадает с красочной картинкой в её воображении, и не замечает как жизнь реальная проносится мимо. Саша — как воздушный шарик, который всё время стремится выскользнуть из рук и устремиться в небеса, но семья, финансовые трудности, обязанность заботиться сначала об одном ребёнке, потом о втором удерживают её на земле. Постепенно в ней зреют отчаяние и обида, особенно от того, что поддержать её совершенно некому. С годами мечты людей изнашиваются и выцветают, Сашу считают странноватой фантазёркой и призывают одуматься — смириться с тем, что есть. Может оно не так уж и плохо, ведь никто не застрахован от того, что реальность окажется гораздо бледнее мечты?
Писательский стиль Екатерины Ру идеально передает восприятие окружающего мира главной героиней, её настроения и меланхоличную натуру. Язык романа лиричен и воздушен — прямо как Саша, и, как и героиню, его порой заносит, он становится чрезмерно вычурным, когда речь заходит о таких высоких материях, как мечты и жизненный выбор, некоторая патетика оказывается вполне уместна.
Сборник повестей и рассказов, которые объединяет общая потерянность и неустроенность главных героев, каждый из них тем не менее силится по-своему найти надежду во мгле безысходности.
Под обложкой обманчиво жизнерадостного цвета скрываются пять самобытных произведений, в которых Мария Аверина, номинантка премий «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна», с психологизмом и глубоким знанием своих героев исследует простое человеческое желание — обрести счастье. К сожалению, некоторые из героев...
Под обложкой обманчиво жизнерадостного цвета скрываются пять самобытных произведений, в которых Мария Аверина, номинантка премий «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна», с психологизмом и глубоким знанием своих героев исследует простое человеческое желание — обрести счастье. К сожалению, некоторые из героев оказываются удручающе слепы к нему, скрываются за стенами квартиры и в работе, для других же представление о нём разбивается как хрупкая ваза. Аверина с большим мастерством передает настроения эпох и мест, где происходит действие её рассказов.
Но, кажется, что каким было ни было время — нестабильные 90-е, 2000-е с их новой реальностью или наш дни, героям все равно приходится привыкать к изменяющимся порядкам и требованиям — не все оказываются на этой способны. Может быть в этом и кроется основной посыл: чтобы солнце наконец осветило жизнь, нужно быть готовым меняться и зорче смотреть на мир вокруг?
Кроме, пожалуй, рассказа «Белый пион», из которого мы узнаем трагическую историю девочки-подростка, переживающей насилие со стороны отчима. В других четырех рассказах главные герои объединены общими чертами — все они люди науки, увлеченные своей работой, а оттого иногда забывающие оглянуться вокруг. Герой рассказа «Иов ХХ века» — когда-то перспективный ученый находит себя в 90-х — эпохе, когда старое и понятное уже разрушено, а новое построить не успели. Важность его научных открытий уходит на второй план перед отчаянной необходимостью зарабатывать на жизнь. Время будто отталкивает его, он не может найти себе места, а оттого прячется от окружающего мира в расчетах и экспериментах. Мир отвечает ему жестокостью, оправданность которой в рамках рассказа вызывает вопросы.
Так где же оно счастье? Может ли оно быть в работе, семейной идиллии, любимом питомце, обществе приятных людей или в обретении внутреннего покоя? В произведениях сборника Аверина подчеркивает индивидуальную природу счастья и непостижимость этого личного ощущения для других.
«Поселок на реке Оредеж» Анаит Григорян
Путешествуя на поезде по нашей стране почти в любом направлении, можно наблюдать безрадостные пейзажи посёлков и деревень с их покосившимися домишками, одинокой вывеской «Магазин» и обязательно церквушкой. Анаит Григорян в своем романе, вошедшем в шорт-лист премии для молодых авторов ФИКШН35, реалистично и бескомпромиссно описывает жизнь двух девочек-подростков в как раз таком поселке.
Дело происходит на краю Ленинградской области, на дворе — конец...
Путешествуя на поезде по нашей стране почти в любом направлении, можно наблюдать безрадостные пейзажи посёлков и деревень с их покосившимися домишками, одинокой вывеской «Магазин» и обязательно церквушкой. Анаит Григорян в своем романе, вошедшем в шорт-лист премии для молодых авторов ФИКШН35, реалистично и бескомпромиссно описывает жизнь двух девочек-подростков в как раз таком поселке.
Дело происходит на краю Ленинградской области, на дворе — конец 90-х, приближается кризис 98-го года. Поселок кажется застывшим в каком-то особом безвременье, здесь 90-е можно распознать лишь по жвачкам Love is, да сериалу «Элен и ребята». В остальном же жизнь здесь коренится на причудливой смеси веры в русалок и кикимор, Бога и заповеди коммунизма. Эхо страны, которой уже нет, ещё звонко звучит в умах и сердцах посельчан.
Главные героини романа, Катя Комарова и её младшая сестра Ленка, выросли в бедной многодетной семье. Родители пьют, постоянно ссорятся и почти не работают, заботы о младших и хлопоты по дому ложатся на плечи девочек. Оттого Комарова старшая рано бросает школу, ведь взрослеть здесь приходится тоже рано.
Так как поселок невелик и все всё друг о друге знают, вот и читатель через Комарову и Ленку узнает о том, чем живут и на что возлагают свои надежды местные. Мечта уехать в Город кажется решением всех проблем, да только кто нас там ждет. Город, который находится всего то в паре часов езды на электричке, — ещё менее реальный, чем русалки в речке. А что здесь? Одна жизнь повторяет другую — порочный круг бытового насилия и безысходности, которые воспринимаются как норма — у всех так.
В романе нет четкого сюжетного развития — завязки, кульминации, развязки. Перед читателем предстает череда эпизодов из жизни главных и второстепенных персонажей, зато сделано это детально и осязаемо — каждый герой получился объемным, описания природы и быта — реалистичными, а особый вклад в создание образа поселка делает речь героев с её просторечными и характерными «Ну чё ты? — Да так». Прочитанному веришь, но оттого становится немного горько, ведь надежды на то, что история Кати и Лены — исключение, практически не остается.
Закончила читать "Облачный атлас" Дэвида Митчелла пару дней назад, и давно со мной такого не было, чтобы мне было сложно преступить к прочтению следующей книги, под таким впечатлением я находилась и наверно еще нахожусь после того, как закрыла "Облачный атлас".
Роман интересен во всех смыслах: яркие персонажи, искрометный юмор, разнообразие жанров и языка, и прочее. Но обо всем по порядку.
Перед Вами история 6 людей или одной души, 6 рассказов,...
Роман интересен во всех смыслах: яркие персонажи, искрометный юмор, разнообразие жанров и языка, и прочее. Но обо всем по порядку.
Перед Вами история 6 людей или одной души, 6 рассказов, пересекающихся во временном и смысловом потоке. Каждый рассказ, кроме истории 1 истории, делится как бы на 2 главы, будем это так называть. Роман начинается с путешествия Адама Юинга в 19в поднимает по временной лестнице до самой верхней точки - далекого постапокалиптического будущего, и возвращается к Адаму Юингу и его 19 веку, таким образом закольцовываясь.
Истории:
1 Дневник юриста-ипохондрика из Сан-Франциско Адама Юинга, который возвращается домой с острова Чатем, где знакомиться с нравами местного населения, так же с жуликоватым доктором, который соглашается беспокоится за здоровье Адама по пути в Америку. Уже на корабле случается ну уж совсем непредвиденное, у себя в каюте мистер Юинг обнаруживает безбилетника-раба, с чего то вся заваруха и начинается.
2 Письма Роберта Фробишера - молодого композитора, который бросается в авантюру с переездом в Бельгию, дабы спастись от карточных долгов. Действие просиходит в 1931 году.
3 Расследование журналистки Луизы Рей, пытающейся разоблачить одну большую корпорацию, которая скрывает от общественности, что запуск их новой атомной электростанции может привести к глобальной катастрофе. Действие разворачивается в 70 годы 20-го века.
4 "Мемуары" остроумного престарелого издателя Тимоти Кавендиша, который пытаясь спастись от родственников одного своего очень своеобразного клиента, оказывается в доме престарелых. Действие происходит в наше время.
5 История "фабриканта" Сонми-451, в лучших традициях антиутопической научной фантастики, действие происходит в тоталитарном государстве на месте нынешней Кореи, где общество делится на тех, кто потребляет (чистокровные) и тех, кто обслуживает (фабриканты). Ну, Вы знаете как в утопиях все обычно происходит.
6 Рассказ старика Закри о событиях его юности, в далеком постапокалиптическом будущем, где после глобальной катастрофы, оставшиеся выжившие вернулись к родоплеменному строю и поклонению языческому божеству (а именно Сонми - никого не напоминает?)
Каждая отдельная история написана свои языковым приемом: дневник, письмо, повествование, разделенное на главы, мемуары от первого лица, интервью (допрос), а история Закри вообще очень особенная - он повествует своим внукам о прошедших событиях, записано все так, как он говорит - с особенностями произношения, неправильными грамматическими и синтаксическими структурами. Так же в каждой истории используются свои языковые средства, в соответствии со временем написания, что должно быть очень интересно было бы прочитать в оригинале.
Красной нитью через роман идет единство душ главных героев, не нужно быть гением, чтобы понять, что перед вами ни что иное как реинкарнация (кроме Закри, как мне кажется). На это нам указывает не только наличие одинакового родимого пятна в виде кометы у главных героев. Но и то, что в каждой последующей истории мы видим отголосок предыдущей. Дневник Адама Юинга, который находит Роберт Фробишер, письма Роберта его любовнику Сиксмиту, с которым знакомится Луиза Рей и эти письма попадают ей в руки, книга "Периоды полураспада" - которую доставляют Тимоти Кавендишу как издателю, фильмы, снятый по мемуарам Тимоти, который смотрит Сонми в самый счастливый и в последний моменты своей жизни. Ну, а Закри, получает "оризон", устройство, на котором записан манифест, его так называемого божества. Получив в руки "приветы" от своих прошлых жизней, герои чувствуют некую связь, с "прошлыми" воплощениями себя.
Все герои, живя в разное время сталкиваются так же и с реинкарнацией по сути одной и той же проблемы - преследование и подавление "иных". Будь то расизм в 19 веке, бисексуальность, гендерные и возрастные отличия, социальное расслоение, мы видим что проблемы не искореняется и в когда цивилизация рухнет, но всегда будут люди, готовые противостоять и поплатится.
Tumblr
Моими личными фаворитами стали истории Роберта Фробишера и Тимоти Кавендиша. Первая, за остроумие главного персонажа и за романтический образ - творца, непризнанного гения, отверженного семьей, обществом, но при этом относящегося ко всему с изрядной долей иронии. Ну, а Тимоти Кавендиш, глав с его участием я ждала с особым нетерпением, такое количество юмора и нелепых ситуаций на страницу! Невозможно остаться равнодушным. Хотя и история Сонми-451 меня тоже тронула, но я вообще люблю подобного рода антиутопии, эта же сработана настолько мастерски и близко к реальности, что в пору задуматься!
Для меня это роман не на один раз, несмотря на немаленький объем и вроде бы довольно банальные и легко разгадываемые сюжеты. Нет, тут дело в другом, эта книга многослойна - я уверена, перечитывая ее вновь и вновь я буду находить детали и тонкости, открывающие мне посыл автора с новых сторон. К тому же, признаюсь честно, ее было просто приятно читать за разнообразный язык, шутки, интересные отсылки к популярной и не очень культуре, точно интересно будет перечитать на английском, а переводчик Георгий Яропольский постарался на славу:)
" Книги не дают по-настоящему бежать от действительности, но они могут не дать разуму разодрать самого себя в кровавые клочья."
Не знаете, что почитать?