Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Я, Микеланджело Буонарроти… | +6 |
Постучи в мое сердце | +4 |
Царское дело | +4 |
Тренд | +2 |
Мы стремились к небу. Воспоминания российского аэрокосмического инженера | +2 |
Хорошая, светлая книга. Напомнила романы Улицкой. Только меньше спорных вопросов поднято. Автор большой молодец. Его главная мысль – верить в себя и в мечту четко прослеживается в тексте. Советую!
Это история о том, как хитрые дельцы нашли способ отправлять людей на экскурсии и не только в загробный мир. И как сразу все, кто пресытился обычными морями, побежали в мир мертвых. И даже подозрительность мероприятия их не удивила. Читается очень легко, и юмор у автора особенный. Рекомендую.
Настольная книга для целеустремленных людей!
Олег Соколов пишет: «Я считаю, что мировая космонавтика продолжает быть интересной для многих людей во всем мире, и, следовательно, любой рассказ, который содержит определенные неизвестные ранее подробности о развитии этой области, может найти своих читателей». Так и есть, и именно по этой причине его книгу стоит прочитать.
Началом космической эры принято считать 4 октября 1957 года, день, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник...
Олег Соколов пишет: «Я считаю, что мировая космонавтика продолжает быть интересной для многих людей во всем мире, и, следовательно, любой рассказ, который содержит определенные неизвестные ранее подробности о развитии этой области, может найти своих читателей». Так и есть, и именно по этой причине его книгу стоит прочитать.
Началом космической эры принято считать 4 октября 1957 года, день, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, разработанный советскими учеными во главе с С. П. Королевым. Запуск производился научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там», который в недалеком будущем получит другое название, теперь уже известное всем – Байконур. Спутник летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, а потом вошел в плотные слои атмосферы и сгорел. Ровно через год, день в день, в СССР был произведен запуск автоматической межпланетной станции «Луна 3», и человечество впервые увидело (на фотографиях), как выглядит обратная сторона нашего единственного естественного спутника, о которой уж столько успели напридумывать фантасты (а там полно кратеров и темных пятен, которые получили красивые названия: озеро Забвения, Озеро Удовольствия, озеро Одиночества...) Двенадцатого апреля 1961 года в космос полетел Гагарин (в этом году, кстати, круглая дата – 60 лет со дня первого полета человека в космос), а до Гагарина были еще Белка и Стрелка, симпатичные космические путешественницы, дворняжки, благополучно вернувшиеся на Землю после суточного вояжа. Да много еще чего было, о чем конечно же не знали, но до зуда хотели соприкоснуться. У мальчишек была мечта – все бредили космосом. Когда полетел «Спутник 1», Олегу Соколову было 12 лет, и можно не сомневаться, какие мысли роились в его голове. «Помню, я прочитал научно-фантастический роман “Туманность Андромеды” Ивана Ефремова, – пишет он. – Главный упор в содержании был сделан на описании, как земляне будут осуществлять межзвездные полеты и как Земля будет взаимодействовать с другими космическими цивилизациями… Книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Я прочитал этот роман в первоначальном, журнальном варианте летом 1957 года и еще не успел его как следует осмыслить, как запуск “Спутника” показал, что первый реальный шаг к осуществлению мечты уже сделан». Все складывалось: человек, заменивший отца, – летчик, полковник, детство в военном городке, книги по теме, модели из консервных банок и, конечно, огромное желание принимать участие в освоении космоса: «Я надеялся, что у меня будет возможность поучаствовать в подготовке межзвездных полетов… если и я буду увлеченно работать над этой проблемой». Парень правильно расставил акценты: «если я буду». Поэтому следующее звено этой цепочки – поступление в 1962 году в Московский авиационный институт на факультет двигателей летательных аппаратов. Это был осознанный, хорошо продуманный выбор – за год до окончания школы Олег пришел в приемную комиссию и спросил: «Обучают ли на вашем факультете разработке ракетных двигателей?» То есть то, о чем Олег Алексеевич рассказывает в своей книге, это по сути, пошаговое руководство, как добиться исполнения своей мечты. У него была безумно интересная жизнь, наполненная событиями. Но в первую очередь его жизнь была наполнена работой, и он действительно многое сделал для того, чтобы космос стал ближе. Его книга будет интересна всем, хотя бы еще и потому, что написана она легко и с юмором. Помимо всех прочих талантов, у Соколова явно был и талант писателя. А профессионалы найдут в ней описание ряда технических разработок, с которых за давностью лет снят гриф «совершенно секретно».
Книга отличная во всех отношениях! Неожиданно увлекательным оказался для меня этот роман. Он рассказывает о молодом человеке, который с каждой главой становится всё более убежденным оппозиционером. В первую очередь мне понравился слог автора, потому что, если ты не на одной волне с автором, то можно сразу книгу закрывать. Здесь же меня привлекло то, что хоть это и современный роман, но написан добротным родным нашим языком. Без лишних заимствований и не топором рублено, в самый раз. Тема тоже...
Владислав Кетов по профессии и призванию художник-график. Плюс дипломированный искусствовед. И это как раз тот случай, когда человек по-настоящему творческая личность.
Но, главное, он – первопроходец. Потому как первым в истории придумал и совершил в точном смысле путешествие вокруг земли (с маленькой буквы - это важно!) .Не ещё одну кругосветку или пересечение континентов, океанов, а объезд на велосипеде вдоль береговой линии материков основной суши, (вот почему земля, а не Земля). И никто...
Но, главное, он – первопроходец. Потому как первым в истории придумал и совершил в точном смысле путешествие вокруг земли (с маленькой буквы - это важно!) .Не ещё одну кругосветку или пересечение континентов, океанов, а объезд на велосипеде вдоль береговой линии материков основной суши, (вот почему земля, а не Земля). И никто до такого простого маршрута не додумался раньше!
Европа, Азия (соединяем вместе, имеем Евразию), Африка, Северная и Южная Америка. Получилось: 21 год и 21 день, 96 стран, 169 000 километров, - «терриметр» Кетова. Не знаете, что такое терриметр? А это слово он же и изобрел – от слова «терра», земля, ну а про «метр» сами догадаетесь. Можно и «контур Кетова», но звучит не так. Хотя нет – так, Кетов – художник, и условно бесцветные контуры континентов он расцветил собственными живыми впечатлениями. Получилось классно! Никаких штампов обычного отпускного туризма в духе «посмотрите налево, посмотрите направо». Человек писал лишь о реально интересном и важном. Реализуя уникальный проект, автор преодолевал бесчисленные естественные и бюрократические препоны, решал разнообразные задачи, накапливая по ходу неимоверно трудного странствия опыт, впечатления, сравнивая, размышляя и, что важно, записывая, – вот и сложилась книжка.
И еще одно маленькое, но важное дополнение – стартовал он в мае 1991 года, перед тем как всё рухнуло в тартары, и с будущим стало совершенно непонятно, а закончил проект в 2012-м, когда уже Путин В. В. был президентом в третий раз. Надо заметить, что политику автор затрагивает редко, вскользь и не охотно, поскольку никакого позитивного смысла в этом понятии не видит.
Как пишет сам Кетов, «из десяти лет основного этапа путешествия больше пяти пришлось на “отсидки” – когда я сидел в ожидании виз. Абсурд!» И паспортов он за время путешествия сменил то ли десять, то ли одиннадцать – страниц не хватало. Где деньги брал на путешествие?
Об этом тоже пишется в книге – с благодарностью, но интригу раскрывать не будем.
Странствие Кетова хоть и было абсолютно автономным и сугубо одиночным, но поскольку он не только пустыни пересекал (хотя и там побывал, конечно), то общение с другими людьми подразумевалось само собой, и без рассказов об этом книга получилась бы не полной – «картонной», можно и так сказать. Однако Кетов правильно расставил все точки над «ё»: после путешествия «в памяти остаются прежде всего дороги и встречи». Дороги – это «сотни ходовых карт и тысячи фотографий» (они, кстати, в книге присутствуют в большом количестве). А люди… среди них «за годы путешествия были и те, кто добывает огонь трением, и государственные деятели высокого ранга, миссионеры и вояки, писатели и простые матросы, дипломаты и пастухи». И все они, такие разные, «оставляя след в сознании, помогают составить реальное представление о человечестве в целом». То есть о нас.
«С самого начала, пишет автор, – мне было очевидно, что это невероятное путешествие возможно ровно настолько, насколько путешественник сможет понимать объективные законы жизни и следовать им, а не навязывать миру кем-то выдуманные понятия, иллюзорные представления и стереотипы». И своей книгой он хотел показать, «что все наши проблемы у нас в головах». Но у человека «проблем просто не может быть», если понимать, что каждый из нас – малая частица громадной, открытой системы под названием «жизнь» и следовать в своих действиях ее естественным, общим для всех законам.
Откуда такая философия? Как признается в книге автор – «50 лет я ищу ответы для себя на некоторые "вечные" вопросы. Кое-что нашлось». Кетов большой почитатель Альберта Швейцера, Нобелевского лауреата. Швейцер условие счастья видел в желании «жить среди жизни», и Кетов эту философию воплотил на практике. Как он, опять же, пишет, «я самостоятельно пришел после долгих раздумий: абсолютное добро – это все, что способствует сохранению и развитию жизни, абсолютное зло – все, что сохранению и развитию жизни препятствует». Кетов, вероятно, счастливый человек, он знает, как эти препятствия обойти, а точнее, не создавать их себе на ровном месте. Уже поэтому книгу стоит прочесть – она вдохновляет. Кому-то поможет подняться с дивана, а кого-то, возможно, сподвигнет на серьёзный поступок.
По большому счету, это книга о том, как можно интересно и насыщенно жить – в любых условиях и при любых обстоятельствах! Не ссылаясь на отсутствие средств, времени и т.д.
Для всех, кто умеет читать…
Для всех, кто умеет слушать…
Сколько лет должно быть человеку, чтобы рассуждать о счастье? На самом деле, не имеет значения, потому что счастливыми хотят быть все: и маленькие дети, и взрослые. Понятие счастья у всех разное, но есть кое-что объединяющее, о чем мы, может быть, и не задумываемся. Это семья, и она — основа основ. Когда в семье что-то не так, когда её нет или она по каким-то причинам разрушается, всё остальное тоже не складывается: и работа не...
Для всех, кто умеет слушать…
Сколько лет должно быть человеку, чтобы рассуждать о счастье? На самом деле, не имеет значения, потому что счастливыми хотят быть все: и маленькие дети, и взрослые. Понятие счастья у всех разное, но есть кое-что объединяющее, о чем мы, может быть, и не задумываемся. Это семья, и она — основа основ. Когда в семье что-то не так, когда её нет или она по каким-то причинам разрушается, всё остальное тоже не складывается: и работа не делается, и деньги не радуют, да и вообще все валится из рук. Это относится ко взрослым, а для детей семья вообще абсолютный синоним счастья. Если ребёнок становится свидетелем семейных катастроф, а уж тем более оказывается втянут в них, то травма остается на всю жизнь.
История, описанная в книге, очень простая: маленькая девочка ждет папу. Куда он подевался – вопрос остается открытым. Взрослые читатели (а книга предназначена для семейного чтения) наверняка будут держать в уме свою версию: дело, в общем-то, обычное, когда папы исчезают на время, но чаще, увы, навсегда. Но ребёнку не обязательно знать, куда или к кому. Даже более того, ни в коем случае нельзя посвящать его в подробности взрослой жизни, и автор книги это хорошо понимает. Ее книга, написанная от лица ребёнка, получилась очень светлой и нежной. Она отражает детский взгляд на мир, в котором ещё есть место надежде и чудесам, но также и сомнениям, печалям и обидам. Автор старается донести до детей и взрослых (вдруг в суете дней они об этом забыли?), что миром правит любовь и доброта. Когда ты открываешь своё сердце другим, когда отдаешь тепло тем, кому его особенно не хватает, когда выбираешь радость, а не злость, твой выбор к тебе же и возвращается.
Рождественская история? Может быть. Но чудеса происходят не только в Рождество. Иногда чудо мы можем сотворить сами, и для этого не нужна волшебная палочка. А вот книга пригодится. Покопайтесь в своей памяти – наверняка ведь было такое: мама или бабушка, или даже папа читает вам книгу. Разве это не счастливое воспоминание? Так почему бы не подарить такие минуты своим детям? Сядьте вместе на диван, уберите гаджеты подальше, раскройте эту книгу и начните читать. Вы не пожалеете.
Обязательно рассмотрите картинки. Хорошая детская книга всегда должна быть с картинками, а здесь они просто изумительные! Мария Рязанцева – настоящая фея, раскрасившая эту историю.
В послесловии автор вспоминает замечательные строчки Николая Рыленкова:
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
Они написаны о природе, но между строк читается совсем другое: пусть в душу нахлынут созвучья добра, и тогда вопрос о счастье будет почти решен. Почти – потому что, не забывайте, счастье – Синяя птица, за которой мы вынуждены всегда гнаться. Но вы ведь помните, как эта история заканчивается у Метерлинка?
Когда тебя любят – счастье.
Когда ты защищен – счастье.
Когда тебя ждут – счастье.
Когда дома все хорошо – счастье.
Подарите это счастье своим детям! А заодно и себе.
Кстати, большое преувеличение, что современная детская литература умерла. Отлично написанная, с любовью изданная книга – ещё одно подтверждение этому.
Неизбитая фэнтези-история, которая, как того и требует качественная литература, воспитывает лучшие чувства и отражает морально правильную картину миру. Герои, может, и немного простые, но уж точно нешаблонные. Финал остается открытым, что намекает на продолжение истории, что неплохо, так как мир Героя Рока получился весьма продуманным.
Полынная горечь Афгана — поиски истины без лишнего морализаторства
В своём новом романе Николай Бурбыга возвращается к теме Афганистана, которую он уже подробно раскрывал в позапрошлогоднем «Крике бабуина». Только на этот раз мы имеем дело с большей претензией на реалистичность, based on real events, как говорится. Вся книга — это набор историй, так или иначе вращающихся вокруг вынесенного в заголовок южноазиатского государства и конфликтов и переворотов, которые происходили там во времена...
В своём новом романе Николай Бурбыга возвращается к теме Афганистана, которую он уже подробно раскрывал в позапрошлогоднем «Крике бабуина». Только на этот раз мы имеем дело с большей претензией на реалистичность, based on real events, как говорится. Вся книга — это набор историй, так или иначе вращающихся вокруг вынесенного в заголовок южноазиатского государства и конфликтов и переворотов, которые происходили там во времена не столь отдалённые.
То, как хорошо автор разбирается в теме, видно по высокой «энциклопедичности» его прозы. Если речь идёт о реальном историческом событии, то мы получаем полную (но очень короткую, чтобы не утомить читателя) справку, позволяющую восстановить порядок происходящего — и вынести из книги не только её художественную составляющую.
Николай не стремится приукрасить или романтизировать военные времена. Наоборот, простыми, но выразительными средствами он старается показать все те ужасы, что свидетели тех событий видели вокруг себя. «Под тутовым деревом стоит арба, запряженная тощим длинноухим ослом. Афганские военные грузят на нее тела убитых. Лицо одного имеет свирепый вид: глаза открыты, челюсть отвисает, сквозь приоткрытый рот виднеются редкие крупные зубы» — книга пронизана подобными описаниями.
Но, несмотря на всё вышесказанное, роман очень легко читается. Если не из-за содержания, то из-за слога автора, лёгкого, живого, позволяющего проглатывать страницу за страницей, погружаясь в происходящее, переживая и сопереживая свидетелям событий.
Понятно, что автор не может полностью абстрагироваться от описываемого — в книге считывается определённое, вполне конкретное мнение, Николай занимает вполне явную позицию. Но он не спускается до её навязывания и излишнего морализаторства (хотя и стремится отрисовать причинно-следственные связи), потому даже если вы придерживаетесь альтернативного ответа на вопросы «кто виноват?» и «что делать», вы всё равно сможете получить удовольствие от прочтения.
Синопсис «Полынной горечи Афгана» утверждает, что эта книга помогает найти истину. Возможно, это утверждение и звучит громко — и истина о любых исторических событиях всегда будет немножко субъективной (особенно после многочисленных попыток переписать историю). Но благодаря новому роману генерал-майора Николая Бурбыги вы всё-таки будете к ней немного ближе.
Полынная горечь Афгана — поиски истины без лишнего морализаторства
В своём новом романе Николай Бурбыга возвращается к теме Афганистана, которую он уже подробно раскрывал в позапрошлогоднем «Крике бабуина». Только на этот раз мы имеем дело с большей претензией на реалистичность, based on real events, как говорится. Вся книга — это набор историй, так или иначе вращающихся вокруг вынесенного в заголовок южноазиатского государства и конфликтов и переворотов, которые происходили там во времена...
В своём новом романе Николай Бурбыга возвращается к теме Афганистана, которую он уже подробно раскрывал в позапрошлогоднем «Крике бабуина». Только на этот раз мы имеем дело с большей претензией на реалистичность, based on real events, как говорится. Вся книга — это набор историй, так или иначе вращающихся вокруг вынесенного в заголовок южноазиатского государства и конфликтов и переворотов, которые происходили там во времена не столь отдалённые.
То, как хорошо автор разбирается в теме, видно по высокой «энциклопедичности» его прозы. Если речь идёт о реальном историческом событии, то мы получаем полную (но очень короткую, чтобы не утомить читателя) справку, позволяющую восстановить порядок происходящего — и вынести из книги не только её художественную составляющую.
Николай не стремится приукрасить или романтизировать военные времена. Наоборот, простыми, но выразительными средствами он старается показать все те ужасы, что свидетели тех событий видели вокруг себя. «Под тутовым деревом стоит арба, запряженная тощим длинноухим ослом. Афганские военные грузят на нее тела убитых. Лицо одного имеет свирепый вид: глаза открыты, челюсть отвисает, сквозь приоткрытый рот виднеются редкие крупные зубы» — книга пронизана подобными описаниями.
Но, несмотря на всё вышесказанное, роман очень легко читается. Если не из-за содержания, то из-за слога автора, лёгкого, живого, позволяющего проглатывать страницу за страницей, погружаясь в происходящее, переживая и сопереживая свидетелям событий.
Понятно, что автор не может полностью абстрагироваться от описываемого — в книге считывается определённое, вполне конкретное мнение, Николай занимает вполне явную позицию. Но он не спускается до её навязывания и излишнего морализаторства (хотя и стремится отрисовать причинно-следственные связи), потому даже если вы придерживаетесь альтернативного ответа на вопросы «кто виноват?» и «что делать», вы всё равно сможете получить удовольствие от прочтения.
Синопсис «Полынной горечи Афгана» утверждает, что эта книга помогает найти истину. Возможно, это утверждение и звучит громко — и истина о любых исторических событиях всегда будет немножко субъективной (особенно после многочисленных попыток переписать историю). Но благодаря новому роману генерал-майора Николая Бурбыги вы всё-таки будете к ней немного ближе.
Философская сказка "Царское дело" от Владислава Бутырина
Для того чтобы написать рецензию, книгу надо как минимум прочитать, чего иногда делать не очень хочется. Но не в этом случае. Процесс угадывания захватывает полностью – ага, так это Бажов с его «Уральскими сказами», и господин Перро здесь, и, конечно же, Андерсен. С детства знакомая компания всякой нечисти тоже присутствует. Да и главную героиню зовут Василиса, но не Премудрая (это само собой), а Василиса Додоновна. Баба-Яга...
Для того чтобы написать рецензию, книгу надо как минимум прочитать, чего иногда делать не очень хочется. Но не в этом случае. Процесс угадывания захватывает полностью – ага, так это Бажов с его «Уральскими сказами», и господин Перро здесь, и, конечно же, Андерсен. С детства знакомая компания всякой нечисти тоже присутствует. Да и главную героиню зовут Василиса, но не Премудрая (это само собой), а Василиса Додоновна. Баба-Яга расхаживает в джинсах, и вообще ее зовут Ядвига Гарриевна. Кощей тоже есть – «весьма симпатичный мужчина лет тридцати от роду со спортивной фигурой, ослепительной улыбкой и бездонными жёлтыми глазами». И, да, сказочные герои запросто пользуются всякими гаджетами – идут в ногу со временем.
Василиса Додоновна занимается тем, что раскрывает «всякие сказочные преступления» – так сказано в книге, но на самом деле автор (уже не Василиса Додоновна) через игру и сказку пытается поразмышлять на вполне себе серьезные вопросы: например, «об излишнем бремени и о непомерной стойкости», или «о воле понарошку и о свободе всерьёз», или «о братской любви и о человеческом прощении» и так далее…
Суть в том, что рассуждения на высокоморальные темы уже набили оскомину, но Владислав Бутырин сделал это по-своему, очень весело – все время улыбаешься.
Однако книгу будет трудно читать неподготовленному человеку, который не способен понять намеки, подтексты и аллюзии. То есть книга эта не для детей, и даже не для подростков – они (подростки), хоть и читали сказки в детстве (надо надеяться), еще не созрели до обобщений и выводов. Например, пассаж «он диссидент, работает на остальные царства» современный инфант вряд ли поймет.
«Царское дело» – философская книга, в том смысле, что Василиса Додоновна в лице автора подсовывает нам или готовые максимы:
«Ничего не поделаешь: представление о свободе у мужчин абсолютно отличается от женских воззрений»,
или информацию к размышлению:
«Каждый из нас такой же, как все?
Каждый из нас лучше, чем все остальные? Если мы жалеем сами себя, жалеют ли нас в такой же степени окружающие? Если каждый из нас уникален, то как найти точки соприкосновения с другими? Если мы все – Божий замысел, и каждый по-своему уникален, то не в этом ли Божье наказание?»
Пожалуй, стоит подумать, правда?
А главный вывод довольно прост. Книга написана для того, чтобы мы, скучные взрослые, не забывали о том, с чего все начиналось, – с беззаботного времени, когда мамы и бабушки читали сказки. В сказках всё, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Не надо относиться к жизни слишком серьезно, то есть надо, конечно, но даже в самом грустном можно найти повод для улыбки, ведь слезы – это «капельки моря».
И напоследок еще одна информация к размышлению: «Царевна осталась один на один с непростым выбором. Впрочем, и выбора-то особого не было – не обещано ей было сказочного счастья, а предложено было либо сразу сдаться, либо побороться». Лучше побороться!
Неожиданно увлекательная книга. Истории об отношениях людей всегда интересны, но не всегда автор умеет их рассказывать. Здесь получилось. Герои, как живые, сюжет динамичный. В целом, отлично.
“Дотянуться до звезд”: ода сильному духу и телу спортсменов
Минута абсолютного просветления и тишины. Не важно, что вокруг может шуметь целый стадион, зрительный зал, арена. В эту минуту слышно, как бьется собственное сердце и как по венам бежит кровь. Минута абсолютного просветления кажется длится целую вечность, но в то же время — заканчивается молниеносно. Глубокий вздох. А дальше — прыжок в бездну, полет вверх. Хоккеист выходит на лед, балерина чуть прищуривается от софитов Большого...
Минута абсолютного просветления и тишины. Не важно, что вокруг может шуметь целый стадион, зрительный зал, арена. В эту минуту слышно, как бьется собственное сердце и как по венам бежит кровь. Минута абсолютного просветления кажется длится целую вечность, но в то же время — заканчивается молниеносно. Глубокий вздох. А дальше — прыжок в бездну, полет вверх. Хоккеист выходит на лед, балерина чуть прищуривается от софитов Большого театра, биатлонистка устремляет все свое сознание в мощный в первый толчок старта. Тяжесть всех тренировок, боль от травм и травмы от поражений: все остается за кадром. Есть только ты сам и короткий отрезок игры, выступления, матча, чтобы успеть дотянуться до звезд.
Большой спорт — это беспощадный всепоглощающий главнокомандующий, который требует полной отдачи: духовной и физической. Но те, кто с ним знаком, никогда не сможет стать “бывшим спортсменом”. Спорт — это навсегда. Роман “Дотянуться до звезд” под авторством Вэнт Де Суле — это ода человеческой стойкости и преодолению. Главная героиня — Ева Грачева, проделает невообразимый подъем по крутой скале славы: из маленького городка на периферии до Олимпа. Книга написана человеком глубоко погруженным в контекст, а для персонажей использовались прототипы реальных спортсменов российской сборной. Погрузитесь в этот роман и вы поймете: каждый из нас жертвует чем-то, проходит тысячи персональных “тренировок”, пробует на прочность себя, в стремлении попасть на пьедестал. Только у каждого он свой.
Роман «Пройдя долиной смертной тени» питерского автора Александра Варавина, уже знакомого читателю по «Книге Лазаря», — один из лучших в череде произведений авантюрно-приключенческого характера. Автор как всегда верен себе – четко выверенные сюжетные линии, абсолютно точно прописанные характеры, мастерски и со вкусом поданные диалоги, тонкий юмор, легкий сарказм и, конечно же, мистическая составляющая. А как же без нее! Ведь действие книги на этот раз разворачивается в одной из самых загадочных...
В этой книге намешано многое - политика, власть, дух времени, дружба и честь. Сначала предполагаешь схему развития сюжета, потом понимаешь, что вообще не можешь мыслить так, как мыслит главный герой.
Как и в прошлой книге, в линии главных героев уже присутствует некая мрачная тайна, на этот раз связанная с мистическими жрецами древней религии Бон.
И вот тут можно с полным правом сказать – «Бойтесь своих желаний, они могут исполниться», что собственно и произошло с молодым немцем, выпускником колледжа, путешествующим по маршруту Катманду – Кодари.
В романе собраны почти все ключевые темы, способные заинтересовать читателя, который жаждет романтики и приключений. Он как бы существует в трех временных измерениях: «современные спецэффекты и передовые технологии кино» — «прошлый век, как время действия» — «таинственные и теребящие душу времена зари цивилизации, как предмет исследований и причина действия». Особый смак и остроту приключениям главного героя придает его некоторая, на первый взгляд, сумасшедшинка, которая передается и его спутнику (кстати, под этим персонажем очень четко прочитывается образ автора, такого же неутомимого путешественника по различным экзотическим и таинственным местам). Но если в «Книге Лазаря» автор играл на контрасте и прежде, чем погрузить читателя в мир приключений, обстоятельно описывал быт центральных персонажей, то теперь сюжет практически сразу развиваться с немыслимой скоростью. Философствования главных героев резко переходят в действие и потом так же быстро меняются на описательность.
Нельзя не отметить некоторое сходство произведений Александра Варавина с циклом кинофильмов про Индиану Джонса. Динамичный, быстроразвивающийся сюжет, мужественный герой, и, если бы так можно сказать о тексте, великолепная натура.
Но есть и некоторая «ложка дегтя» в этой «бочке меда» – иногда автор сбивается на менторский тон, его монологи затягиваются и становятся похожи на лекции, читаемые студентам преподавателем. Хотя (отмечу в скобках) местами это просто необходимо – мозгам надо отдохнуть от быстрой смены событий и усвоить новую, доселе неизвестную, информацию.
Ну и наконец перейду к еще одному произведению Александра Александровича, представленному в этой книге. Повесть «Тренд». Могу сказать очень коротко и емко – треш. Замечательно, совершенно ни на что не похоже, ни по теме, ни по манере описания. Потрясающе яркая фантасмагория, веселая и грустная одновременно. Полностью отражающая все то, что происходит в нашей жизни. Но это надо читать и читать вдумчиво и в хорошем настроении.
Зачем читать еще одну биографию Микеланджело?
Написать книгу о Микеланджело — это примерно как устроить экскурсию по тайным местам Красной площади и показать мавзолей. В общем — вопрос хорошо изучен и препарирован историками и искусствоведами. Но вот, новая книга с не слабым названием “Я, Микеланджело Буонарроти..”, что тут может найти для себя поклонник Возрождения? Почему на книгу должен обратить внимание читатель, далекий от скульптуры? Стоит ли брать томик, предвкушая отпуск в солнечной...
Написать книгу о Микеланджело — это примерно как устроить экскурсию по тайным местам Красной площади и показать мавзолей. В общем — вопрос хорошо изучен и препарирован историками и искусствоведами. Но вот, новая книга с не слабым названием “Я, Микеланджело Буонарроти..”, что тут может найти для себя поклонник Возрождения? Почему на книгу должен обратить внимание читатель, далекий от скульптуры? Стоит ли брать томик, предвкушая отпуск в солнечной Италии?
Паола Пехтелева, автор книги, человек бесстрашный, а ещё очень профессиональный и трудолюбивый. Жизнь Мастера она совершенно точно пропустила через себя, приняла обстоятельства его биографии, время, климат. Всё.
Если язык как форму мышления возводить в абсолют, то очевидна мысль, что о Достоевском можно написать действительно в красках только на русском. Может ли Микеланджело, как само сердце Флоренции, душа Сикстинской капеллы, может ли он звучать не на итальянском? Можно ли заменить темпераментные и в то же время плавные слова, пропахнувшие перезревшими лимонами, серебряными оливами и зноем, на слова могучие и закаленные февральскими морозами? Можно, если за это взялся человек, который отдаст себя работе полностью. Пехтелева делает буквально невозможное: стилистически она виртуозно и самозабвенно поддерживает атмосферу не только Флоренцию эпохи Возрождения, но даже само мышление той реальности. Опуская содержание, сама только эта мастерская стилистика сделает чтение книги одним удовольствием.
Но теперь к содержанию: читателя проведут от колыбели Микеланджело, мимо сводов Сикстинской капеллы и до самой смерти Мастера. Вопросам одиночества, существования вне времени и в нем, страхам, любви, преданности посвящена эта книга. Даже гениям страшно умирать. «Микеланджело жил с мыслью о смерти. Все, что он делал в последнее время, было связано со смертью. Это позиция сильного человека. Уйти достойно, не прячась от реальности, а сознательно подготавливаясь к нему, перепроверяя все тайники и хранилища своего „я“, подчиняя своего внутреннего человека и ведя честный диалог с Богом», — рассказывает Пехтелева.
Художественная биография как жанр дает с одной стороны поле для воображения, но с другой стороны оставляет автора в жестких рамках фактов. Работа “Я, Микеланджело Буонарроти..” это книга, в которой автор справился со всеми писательскими соблазнами, и сделал историю, которую интересно будет прочесть всем.
ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ-ВЕЛЕНИЮ
Рецензия на роман Андрея Оболенского «7+2, или Кошелек Миллера»
Всем известно, что на советских похоронах с покойником прощались громким плачем и навсегда, но как только вернулась религия, трагедия ослабла и покойнику теперь говорят «до свидания».
Этот момент религиозного транзита замечательно отразился в романе Андрея Оболенского «7+2, или Кошелек Миллера».
Роман состоит из девяти рассказов, связанных между собой темой крушения стены между материальным...
Рецензия на роман Андрея Оболенского «7+2, или Кошелек Миллера»
Всем известно, что на советских похоронах с покойником прощались громким плачем и навсегда, но как только вернулась религия, трагедия ослабла и покойнику теперь говорят «до свидания».
Этот момент религиозного транзита замечательно отразился в романе Андрея Оболенского «7+2, или Кошелек Миллера».
Роман состоит из девяти рассказов, связанных между собой темой крушения стены между материальным миром и метафизической свободой фантазии. Рассказы превратились в главы романа по воле автора и как доказательство того, что роман не только не умер, но напротив является наиболее надежной формой выхода писателя на книжный рынок.
Роман погружается в самые вечные вопросы бытия и ничего не боится. Роман не боится того, что все эти темы сто раз исследовались, что миллион раз по их поводу стрелялись. Роман нашел свой собственный подход к этим темам: он легко проникает в параллельные миры и чувствует в них себя не пришельцем, а бодрым старожилом. Кто-то может подумать, что это - занимательная метафизика, которая предлагает читателю свои поп-решения, но, по моему мнению, это просто хорошо продуманный литературный прием остранения от надоевшего материализма.
Оболенский – эрудированный носитель глубоких знаний о жизни. Он успешно внедряет в свои главы тончайшие подробности советского и постсоветского быта. Я так и вижу этот разгром московских окраин, поваленные заборы, привязанные к пыльным никчемным яблоням. Браво! Описано с невероятной точностью. Или - вечеринка НКВД во время ежовщины. Или – парадный портрет непарадного патологоанатома. Или - да всё - от начала книги до конца - прекрасно воссоздано, все живет и играет по воли автора.
Откуда взялась эта проза?
Булгаков в романе довольно верно раскритикован. Но, несмотря на это, он прародитель – порой до приятных сближений. Мне почему-то кажется, что щучье веление здесь важнее булгаковской философии, средне мистической и быстро устаревшей.
Судя по некоторым эпиграфам, от которых отталкивается Оболенский, помимо вечности вторым главным героем книги оказывается Россия и ее отсутствующая с точки зрения рациональности история. О, эта головная боль! Мысли о власти и народе мне безусловно близки. То, что войти в фантазию легко, а вот поправить историю – безнадежное дело, об этом автор в отдельной главе рассказал с беспощадной убедительностью.
Когда-то покойный Александр Чудаков написал прекрасную книгу о поэтике Чехова, где говорил о «ненужных деталях» его рассказов. Ну понятно, что эти ненужности были как раз необходимы для экспансии прозаического мира. С «ненужными» подробностями мы постоянно встречаемся и у Оболенского. Правда, в отличие от чеховских ненужностей, они порою затемняют суть повествования, из приема превращаясь в назойливость.
Оболенский – это такой автор, который знает себе цену и никакая критика ему не страшна. Но тем не менее нужна. Сказать ему о его достоинствах – дело нужное, потому что автор явно выше того места, которого он достиг в литературе. Роман писался долгие семь лет – это тоже вызывает уважение. Вот только название романа мне не очень понравилось, оно как бы оправдывает собрание рассказов, а зачем оправдываться?
Я уверен, что новые произведения Оболенского будут по-прежнему посвящены вечности, смерти, России. Но что-то существенное в будущем творчестве автора изменится, потому что в этом романе он почти что полностью исчерпал свои собственные экзистенциальные решения, и он отправится на поиски менее глобальных, но более вдохновенных приемов.
Рецензия на книгу "7+2 кошелек Миллера" написана Ерофеевым Викторов Владимировичем
Не шаблонно о творчестве, любви и сексе
Писательство — это во многом ремесло, но занимающийся им не обречен вечно делать одно и то же. В отличие от сугубо профессионального, творческий путь может неожиданно трансформироваться. В случае с Максимом Лаврентьевым поэт переквалифицировался в прозаики. Что же из этого вышло?
А вышла качественная проза, от которой сложно оторваться. Благодаря изящной подаче, присутствию иронии в тексте, вы прочтете повесть за вечер-другой. Но не относитесь к...
Писательство — это во многом ремесло, но занимающийся им не обречен вечно делать одно и то же. В отличие от сугубо профессионального, творческий путь может неожиданно трансформироваться. В случае с Максимом Лаврентьевым поэт переквалифицировался в прозаики. Что же из этого вышло?
А вышла качественная проза, от которой сложно оторваться. Благодаря изящной подаче, присутствию иронии в тексте, вы прочтете повесть за вечер-другой. Но не относитесь к «Воспитанию циника» как к легкому чтиву, бульварному роману на один раз, – он таковым ни в коем случае не является. За несложной фабулой, за понятной и правдоподобно выглядящей историей главного героя скрывается другая, многослойная искренность. Влюбленность, первый сексуальный опыт, путь от восторженного удивления до пресыщенного многообразия и масштабного разочарования, – все это только ступени лестницы, ведущей совсем в другую сторону – к постижению истинной ценности любви и творчества, далекой от набивших оскомину литературных шаблонов.
«Я – голос поколения, воспеваю годы хаоса и развала, пору всеобщего отчаяния и безнадеги, когда, не сговариваясь, как последние язычники, устроили мы оргию во имя Вакха и Венеры, затеяли чудовищно прекрасный праздник юности и любви среди обломков поверженной империи, в оскверненных варварами, но милых нашему сердцу священных рощах, в хранимых Аполлоном тайных убежищах…»
Действительно, книга изобилует постельными сценами, из-за чего автора могут обвинить в излишней эпатажности и игре на базовых инстинктах. Но, возможно, именно благодаря изначальной поэтической базе Лаврентьеву удается описывать минуты близости не пошло и опять-таки не шаблонно.
Показательно, что автор не занимается морализмом, не учит своего читателя как ему жить. Он отображает реальность и делает это чрезвычайно искусно. Если сравнивать раскрытие персонажа — то, пожалуй, приходит на память мистер Эфре из романа ?Джона Фаулза «Волхв». Только там для раскрытия похоти и эгоцентризма героя его помещают в невероятную экосистему, полную вызовов. А лаврентьевский Ицхак (его имя совершенно неожиданно произносится в самом конце) учится в Литературном институте, живет в обычном доме, ездит в московском метро. Но это не означает, что ему проще или что сам он проще.
Максим Лаврентьев писал повесть без претензий на роман десятилетия (процитированный выше отрывок – не что иное как авторская самоирония), но так получилось, что он раскрыл проблематику гораздо более глубокую, чем просто история одного человека. Это и впрямь история целого поколения, история мужчин и женщин, где секс с одной стороны обесценивается, а с другой — становится центром мира.
Три грани фантастики для успешного романа
“Книга Лазаря” одна из работ известного путешественника и писателя Александра Варавина. Его жизненный опыт во многом определил хитросплетения романа. Тут работают сразу три базы: фантастика, вудуизм и африканские племена, а также канонические библейские сюжеты. Такой коктейль из казалось бы совершенно несовместимых ингредиентов автор готовит искусно, не позволяя читателю оторваться от книги.
Варавин много путешествовал: он побывал в Индии,...
“Книга Лазаря” одна из работ известного путешественника и писателя Александра Варавина. Его жизненный опыт во многом определил хитросплетения романа. Тут работают сразу три базы: фантастика, вудуизм и африканские племена, а также канонические библейские сюжеты. Такой коктейль из казалось бы совершенно несовместимых ингредиентов автор готовит искусно, не позволяя читателю оторваться от книги.
Варавин много путешествовал: он побывал в Индии, Камеруне, Конго, Южно-Африканской республики и многих других странах. Это отражается в произведении: чувствуется понимание атмосферы автором, но главное — ее тонкая передача читателю. Сюжет захватит с первых нескольких страниц: герой, ничем не примечательный москвич с наследством бабушки и без особенных амбиций, попадает в череду странных событий, отсылок и намеков. Он, как и Лазарь, по рассказам бабушки при рождении умер, но воскрес через четыря дня. Его жизнь описывается с момента ничем не примечательным, сначала трудно понять, чем же так интересен главный герой, но Варавин не оставит вас в долгом ожидании и неопределенности.
И эта прямая параллель с евангельским персонажем — платформа для рассуждения не только о человеческой природе, но и сути уже канонических писаний и их морали. Варавин не ставит себе задачу пересказать факты и точно передать сущности. “Книга Лазаря” — произведение художественное, в нем есть и фантазии, и размышления. Но при этом базирование на культурных мифах народов и священных писаниях, позволяет романисту сделать правдоподобный мир, а также череду испытаний для главного героя, которому со стартовой точки — дивана в старенькой хрущевке — предстоит разобраться в вечных вопросах, понять сущности, которые раньше его разум не занимали.
Исключительные истории и чрезвычайные обстоятельства позволяют автору раскрыть персонажа и истины, без нравоучений и излишнего морализма. Интересна и структура романа: он сложен из разных параллельных историй, который складываются между собой, как пазлы мозаики. “Книга Лазаря” — не самое простое чтиво из-за обилия деталей, а также “прыжков” из разных эпох. Но именно это делает роман таким интересным: читатель не успеет устать или расслабиться, он будет настойчиво, но аккуратно проводиться автором в глубины удивительного мира, где рука об руку идут фантастические и мистические пассажи вместе с глубокой моралью и каноническими мотивами.
Не знаете, что почитать?