Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула | +38 |
Маленький принц | +20 |
451' по Фаренгейту | +2 |
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы | +1 |
Много мыслей и очень противоречивое впечатление. В целом понравилось, но сама ли книга?..
Дело в том, что миры Лавкрафта мне знакомы уже давно и без прочтения книг. Игры, фильмы, упоминания - любой любитель фантастики и мистики так или иначе знаком с творчеством Лавкрафта. Одна игра «Некрономикон» чего стоит! А сколько времени я провела в таинственном Р`льехе или Югготе, когда играла с подругой в настольную игру «Ужас Аркхэма»! Поэтому, услышав знакомые названия, я растаяла от удовольствия и...
Дело в том, что миры Лавкрафта мне знакомы уже давно и без прочтения книг. Игры, фильмы, упоминания - любой любитель фантастики и мистики так или иначе знаком с творчеством Лавкрафта. Одна игра «Некрономикон» чего стоит! А сколько времени я провела в таинственном Р`льехе или Югготе, когда играла с подругой в настольную игру «Ужас Аркхэма»! Поэтому, услышав знакомые названия, я растаяла от удовольствия и воспоминаний, и искала полюбившуюся атмосферу, не особо вникая в сюжет. А сюжеты в этих трех рассказах разные, хотя все равно очень тесно связаны одним миром, одним мифом, одной легендой…
«Зов Ктулху» - это маленький рассказик почти без сюжета. Заметки одного человека, обрывки легенды, намеки на какой-то древний ужас.
«Шепчущий из тьмы» мне понравился больше. Там есть определенный сюжет, меньше намеков и больше фактов.
А вот «Хребты безумия» отчего-то пошли довольно туго. Наверное, мне не очень понравилось немного сухое изложение фактов, как некий отчет. Хотя написано здорово, ничего не могу сказать. А главное – все та же таинственная атмосфера, Древние, ктулху и прочая неземная нечисть. Автор искусно нагоняет страху на читателя… Правда, на читателя своего времени. В наше время книги Лавкрафта уже не кажутся страшными. Это эпоха, это классика жанра, это то, что нужно прочитать тому, кто интересуется этим жанром, но условностей много, постоянно возникает это «но». Хорошо, но… Интересно, но… Завораживает, но…
Я рада, что познакомилась с этим автором. Может, почитаю у него что-то еще. А может нет. Это как получится. Но автора я для себя открыла и это всегда приятно.
Когда пребывание среди взрослых, важных, чрезмерно серьезных и занятых людей для меня становится настоящей пыткой, я закрываюсь в своей тесной квартирке, беру с книжной полки сказку Антуана де Сент-Экзюпери, с восхищением и восторгом перечитываю это коротенькое, но очень емкое произведение, а потом выхожу на балкон и всматриваюсь в ночное небо, пытаясь различить в обилие небесных тел ту самую звезду, на которой живет Маленький принц и его любимая Роза.
И в это время я обычно размышляю о том,...
И в это время я обычно размышляю о том, что, будь сейчас у меня под рукой космический корабль, то я ни минуты не раздумывая запрыгнул бы в него и полетел на поиски Маленького принца. Вы, конечно, можете назвать меня сентиментальным слюнтяем или великовозрастным романтиком и рассмеяться мне в лицо, но, черт возьми, я сыт по горло этими взрослыми, зачастую надуманными, проблемами, и вообще самими взрослыми. Мне осточертели ежедневные ритуалы, идиотские правила и стандарты поведения, фальшивые улыбки и озабоченные лица. Так хочется на мгновение стать ребенком, посмотреть на все происходящее вокруг глазами ребенка, ну или просто поболтать с ребенком - ни о чем и обо всем, без цифр и сухих фактов, без штампов и клише, без "слушай чувак я тут тачку новую купил движок один и шесть семьсот тыщ за нее отдал ну правда в кредит конечно", без "коллеги по приказу два ноль восемь с сегодняшнего дня все лекарственные препараты назначаются по их международному наименованию вы должны понимать и принимать эти нововведения ведь медицина не стоит на месте", без "дружище у всех твоих одноклассников уже давно есть свой дом и машина а ты все еще живешь в этой конуре и ездишь на метро".
И так хочется встретить Маленького принца там, в пустыне, где когда-то он впервые появился на нашей Земле, или найти его на крошечной планетке, на которой можно до бесконечности любоваться закатом, слушать его беззаботный смех, отвечать на его многочисленные, но очень правильные вопросы, вникать в его детскую логику и разделять его взгляды на жизнь.
И, знаете, сейчас я вдруг понял, что Маленького принца вовсе не нужно искать. Ведь на самом деле он всегда рядом с нами. Более того, этот улыбающийся, любознательный, златовласый мальчишка находится внутри каждого из нас. Просто, повзрослев, мы запрятали его глубоко-глубоко и совсем забыли о его существовании. А еще мы забыли, что мир - это не только цифры, числа, величины и системы координат, но еще и цвета, запахи, чувства, улыбки и душевные порывы. Мы забыли, что значит быть ребенком. Мы забыли, что на жизнь можно смотреть простым, незамыленным, бескорыстным взглядом. Мы забыли, что самого важного нельзя увидеть глазами. Мы забыли, что когда что-то долго ищешь, то это что-то можно найти в одной-единственной банальной розе, в глотке воды, в закате солнца. И самое главное, мы забыли, что мы навсегда в ответе за тех, кого приручили.
Повзрослев, как мне кажется, мы утратили что-то ценное, чего-то лишились, что-то потеряли в себе. Но для того, чтобы это найти, нам необходимо читать и перечитывать такие книги, как "Маленький принц", уметь понимать заложенный в них смысл, а потом пытаться воплощать его в жизнь. И тогда, глядя в ночное небо, мы всегда будем слышать доносящийся оттуда звонкий смех, как утешение и как напоминание о том, что когда-то мы знали Маленького принца, а он знал нас... И тогда всем сразу же станет хорошо.
В нынешнем ноябре мир отмечает столетие со дня рождения Альбера Камю, автора, о произведениях которого спорят более полувека. «Посторонний» - возможно, самое загадочное и противоречивое его сочинение. Литераторы никак не могут придти к однозначному мнению, что это, роман или повесть. Куда острее другой вопрос, кто такой Мерсо, герой или антигерой?
«Посторонний» («L'Étranger») был напечатан в 1942 году и тут же стал бестселлером. Через две недели после опубликования романа тень режима...
«Посторонний» («L'Étranger») был напечатан в 1942 году и тут же стал бестселлером. Через две недели после опубликования романа тень режима Виши накрыла Францию. Власть фашистов пала, мир успел измениться, сформировалось несколько поколений, а «Постороннего» читали и читают с не меньшим интересом. В 1999 году еженедельник «Le Monde» составил список ста великих книг ХХ века. Французам был предложен перечень из двухсот книг и вопрос: «Какие из них произвели наибольшее впечатление?». По результатам опроса, первое место занял «Посторонний» Альбера Камю.
В чём загадка романа? Что обусловило такой читательский успех и негласный статус самой великой французской книги ХХ века? Сюжет «Постороннего» можно пересказать в нескольких предложениях. Более того, роман написан довольно сухим языком – короткими фразами в прошедшем времени. Обычная история, обычно написанная. Или всё не просто так? Почему тогда эта небольшая книга вызвала ураган в читательских сердцах и черепных коробках критиков?
«Посторонний» - произведение многопластовое и провокационное. Чего только стоит фраза писателя о своем герое: «Это единственный Христос, которого вы заслуживаете». И если внимательно приглядеться, роман действительно представляет собой Евангелие наизнанку. Герой не от мира сего, которого общество судит за то, что он противоречит общепринятой морали. При этом к религии Мерсо относится довольно враждебно. И это не случайно. Один из героев «Постороннего» называет подсудимого антихристом. В шутку, но называет. Обратимся к семантике слова «антихрист»: в переводе оно означает «тот, кто вместо Христа». И тут важно понять, что в своём творчестве Камю передал трагедию европейского сознания, возникшую в результате «смерти Бога», кризиса христианских ценностей. Мерсо – дитя постхристианской цивилизации, тот самый человек, который, по Ницше, стоит «по ту сторону добра и зла». И в моменте спора Мерсо и священника возникает прямая реминисценция на «Антихриста» Ницше.
Еще больше перекличек в «Постороннем» с творчеством Ф.Достоевского. Мерсо может быть рассмотрен как анти-Раскольников. Если к убийству Раскольникова подтолкнула длительная работа его воспаленного сознания, то преступление Мерсо рождено случайностью. Если после совершенного Раскольников погружается в бездну мучительной рефлексии и, наконец, приходит к возрождению личности, то Мерсо остаётся равнодушным, покидает роман таким же, каким в него пришел. Ещё больше отсылок к «Братьям Карамазовым», самая сильная из которых – сцена суда. Суд над Мерсо почти зеркально отражает суд над Дмитрием Карамазовым.
Помимо всего этого, героя «Постороннего» необходимо рассмотреть и как человека абсурда, персонификацию философской категории абсурдизма. Своим романом Камю утвердил новый тип небальзаковского повествования. В этом произведении вы не найдете психологических мотивировок поступков героев. Нет динамики развития персонажа. Куда там, о Мерсо мы почти ничего не знаем. Камю не даёт его биографии, не рассказывает о детстве. Герой «Постороннего» – голый человек перед лицом бессмысленного мира, перед его пустотой. Созерцание пустоты мироздания, «нежное равнодушие» вселенной – ключевые мотивы сочинения Камю.
И всё-таки, кто такой Мерсо? Виновен ли он? Каждый волен дать ответ сам. Для меня он однозначен – «нет». Героя осудили не за преступление, а за его индивидуальность, противоречащую общим представлениям о нормальности. Этот француз жил по своим законам, по своей логике. Чем же он хуже каждого из нас? Да, малоэмоциональный, да, не плакавший над гробом матери, да, плывший по течению, но добродушный, безвредный, любивший мир и жизнь. И для меня «Посторонний» становится великой проповедью гуманизма, призывом уважения индивидуальности, приказом понять и принять тех, кто отличен от нашей сущности. Мерсо - тот Другой, который необходим каждому, порыв к которому и есть бросок в вечность. Альберу Камю хорошо удалось отразить лицемерие общества с его узкими представлениями о «нормальности». А нормальности нет. У каждого – своя нормальность. И каким бы «ненормальным» ни казался человек, он достоин сострадания и любви. Достоин ли их Мерсо? Безусловно.
Центральный образ «Постороннего» – палящее над Алжиром солнце. Именно его герой называет причиной содеянного. Что олицетворяет это языческое солнце? Враждебность мира по отношению к человеку?.. Рок?.. Известно одно – под его лучами всеобщее разобщение. Мать и сын живут в одной квартире, перестают быть интересными друг для друга, запираются каждый в себе, а затем сын сдаёт мать в богадельню. Равнодушие поражает людей, даже самых близких. А в основе всего – одиночество.
Больше всего в «Постороннем» меня поразила история старика Саламано. Остановимся на ней. У Саламано есть единственное близкое существо – его собака. И вот восемь лет он каждый день на нее кричит и бьёт ее. А потеряв, плачет на кровати, всеми покинутый и никому не нужный, не давший тепла единственному существу, которое он любил. Думаю, если бы к Саламано вернулась его собака, он бы по-прежнему ста л ее бить. Круг бы замкнулся. В этом абсурд нашей жизни. Умирают близкие - на следующий день мы идём на работу, которая превращает нас в механизмы. Мы живём механистическим существованием, доживаем до выходных, не зная, как их толком потратить. Опять замыкается круг. Сизиф с камнём взбирается в гору. И всеми, всеми правит скрытое и подчас неосознаваемое желание – убежать от пустоты. И каждый бежит, как может, – работая, завязывая любовные интрижки, смеясь над глупыми фильмами. Только бы убежать от нее, от жизни без цели и без смысла.
Чтобы избавиться от проблемы, нужно ее сжечь. Огонь все исправит: сотрет цвета, обуглит края, превратит белый лист в пепел, уничтожит написанное, а потом и пепел обратит в небытие. Жгите! Жгите то, что мучит. Что не нравится. 451 по Фарингейту - идеальная температура, чтобы сжечь - страдания. Универсальный рецепт счастья. Дать людям только то, что их развлекает и веселит. Вызвать улыбку, подарить вечное счастье. А то читаешь, мучаешься проклятыми вопросами, строишь себе идеалы. По большей части...
Книга-крик, безжалостное обвинение всей потребительской цивилизации, книга, которая должна быть на столах у каждого человека ХХI столетия, когда мы вплотную приблизились к миру, описанному на страницах романа. В сущности, романа нет, есть один сплошной, непрерывный крик отчаяния человека, пробудившегося от всеобщей слепоты и ужаснувшегося происходящему... крик о помощи, когда герой не знает что делать и куда идти. Ощутить всю тщету происходящего и почувствовать всю глубину внутренней пустоты. Какой-то просчет получился. Вроде, все для счастья человеку дали - развлечения, технику для устранения неудобств, телевизорные стены... а он - не счастлив? Как же так? Или может, даже не подозревает, что такое счастье? Научился находить его в булькающей пустоте внутри себя. Живут люди годами, спят в одной постели, приходят с работы, скажем, смотрят вместе телевизор или сидят за Интернетом... Любящие супруги. Идеальный брак. И так проходит жизнь. А каким страшным будет осознание того, что под одной крышей существуют ровным счетом чужие люди, которым и поговорить толком не о чем. А зачем говорить? Есть телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны. И ну и что, что человечество накрывает всеобщая душевная импотенция, неспособность прочувствовать и понять, да и вообще - омертвение души, неспособность на порыв теплоты и понимания. И еще большая разобщенность, чудовищное одиночество при диком конформизме, бегство из него - в технику, будто бы эти машины, с проводами и электричеством вместо крови, спасут. И как же хочется выть, когда видишь правду! Видишь, а ничего не можешь исправить! И какая чудовищная дилемма вырисовывается перед прозревшим: раствориться во всеобщем безликом мы, не читать, не думать, не вызывать в душе проклятые вопросы, не мучить себя тоской по недостижимому или же - перешагнуть черту, избавиться от гнета потребительской цивилизации и встать на путь душевного разлада и конфликта с действительностью, который вряд ли быстро разрешиться да и - разрешиться ли вообще? Дилемма чудовищная для сегодняшнего для, молотящая сотни людей в своих жерновах. И дело вовсе не в книгах. Нет! А точнее не в них одних. Книги - это, как бы выразиться, только внешняя оболочка, верхушка айсберга.
Не погасить в себе человека! - вот о чем кричит книга. Не отдавать душу машинам и рекламе, стать по другую сторону конформизма, научиться улыбаться дождю, капающему на щеки. Целовать одуванчик, который разлетается на пушинки. Сжечь чертовы стены машин, разделяющие людей и обрести подлинную близость отношений. Впитывать каждый звук бытия, прочувствовать и пронести через себя все его нюансы и краски.
Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как было раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого.
И прочь от технической цивилизации, прочь - к звездным небесам и рекам, к тогам сена и к лицу девушку, что тревожит струну внутри тебя запредельной тоской, сладкой и томительной. И быть может, жуткий финал романа - эти небеса огня, с гневом обрушившиеся на мир, забывший что он мир, - не повторится в реальности. И современный человек - шагнет за черту гроба, заботливо сколоченного сущностью постиндустириальной цивилизации.
Не знаете, что почитать?