Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Мой муж – Федор Достоевский. Жизнь в тени гения | +8 |
Достоевский in love | +2 |
Достоевский | +1 |
Русское общество в зеркале революционного террора. 1879-1881 годы | 0 |
Мне очень нравится набор тем, которые предлагаются в серии "Historia Rossica". Безумное множество самобытных и нишевых книг. Данная монография не стала исключением.
Контекст книги безусловно формируется тремя известными покушениями данного периода, с редким обращением к другим событиям вне этих рамок. Чаще всего отсылки идут к выстрелам Карокозова и покушению Заслуч на Трепова как точкам важного отсчёта террора и превращения его в неотъемлемое явление российской жизни. Но здесь не...
Контекст книги безусловно формируется тремя известными покушениями данного периода, с редким обращением к другим событиям вне этих рамок. Чаще всего отсылки идут к выстрелам Карокозова и покушению Заслуч на Трепова как точкам важного отсчёта террора и превращения его в неотъемлемое явление российской жизни. Но здесь не разбираются детали покушения, исследователя волнует взгляд российского общества на покушения и террор как явление само по себе. Даже сама задача исследования сформулирована именно так - дать определение и очертить границы русского общества через его реакцию на террор, который использован в качестве уникального катализатора подобных реакций, ведь он не оставил безучастным кажется решительно никого во всей империи. Заглавие монографии на обложке безусловно отсылает к подобной формулировке.
В монографии проделана огромная работа по сбору и систематизации различного рода публичного материала (это газеты и другая периодическая печать того времени), переписка и, конечно же, дневники. Что мне импонировало - исследователь старался быть максимально беспристрастным. Я не встретил ни единой протекции ни к одной из сторон этого политического явления. Идейный спор внутри определяемого общества можно условно разделить на борьбу между консерваторами, либералами и террористами/революционерами [данное условное разделение исключительно моё], исследователь последовательно приводит недостатки каждой из сторон. Когда кажется, что вот она вырисовывается протекция, то тут же, приводятся контраргументы, будто автор монографии старается одёрнуть сам себя. Это вызывает даже какое-то восхищение, никакой ангажированности. Лишь в послесловии может показаться, что исследователь дал себе волю, и то, при правильном прочтении мы понимаем, что это такая попытка примирить все противоборствующие стороны, показав, каким мог быть консенсус.
Я бы посоветовал книгу всем интересующимся русской историей, кроме того, её тема гораздо шире, чем кажется. Потому что, может статься, в том обществе, которое рисуется в исследовании вы легко узнаете и кое-какое другое, а именно современное, родное, своё.
P. S. Специально не давал расширенного содержания и не резюмировал весь путь суждений исследователя. Каждый прочитавший должен сделать это самостоятельно, более того, после беспристрастной выдачи материала в каждой главе автор лаконично резюмирует все высказанное, и тут имеется место для полемики, если вы с чем-то вдруг не согласны.
Издание типичное для этой серии: приятная, тканевая на ощупь обложка; листы не плотные белые, а слегка газетные, но очень хорошего качества. Мне нравятся такие гораздо больше плотной бумаги, т.к. весьма податливой формы и "тают" в руках.
10 из 10.
"Когда книга сталкивается с головой - и при этом издается пустой звук, разве всегда виновата книга?" © Лихтенберг
Думаю нет смысла описывать весь жизненный путь Достоевского тому кто решился купить его биографию и вообще зашёл на страницу этой книги ради покупки. Это, в своём роде, фундаментальный труд относительно других небольших книжонок, попытавшийся наиболее полно вместить все жизненные перипетии великого писателя и его тяжёлой судьбы в одну цельную книгу. Чтобы хорошо её понять, вы должны быть знакомы со всем основным творчеством Достоевского, потому что условным разделением книги чаще всего служит...
Вот, что я бы рекомендовали иметь за плечами прочитанным, прежде чем садиться за биографию: "Бедные люди", "Двойник", "Неточка Незванова", "Село Степанчиково и его обитатели", "Записки из Мёртвого дома", "Записки из подполья", "Униженные и оскорбленные"; ну и безоговорочно всё великое пятикнижие: "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы". Ещё бы посоветовал "Дневник Писателя", но скорее он больше как раз таки будет понятен после биографии, чем до неё. Я перечитывал "Преступление" и читал "Униженных" как раз перед биографией, чтобы не ударить в грязь лицом и всё понять. К таким вещам нужно подходить с умом и основательно подготовленным.
Теперь маленькая ремарка для тех, кто немного ориентируется в творчестве Достоевского. Если вы ничего основательного не покупали, то однозначно берите. Более того, на просторах литературной критики Достоевского на книгу Сараскиной часто ссылаются, а это уровень. Если вы читали что-то мелкое из зарубежных взглядов, то в своём труде Сараскина старательно борется со всякими мифами, корни которых в западной литературе чаще всего проистекают из книги Любви Фёдоровны Достоевской (как насильственная смерть отца, например, более того, биограф здесь отца всеми силами защищает и это прекрасно). Ещё одной сильнейшей стороной книги, является Петрашевский период, вы будете в восторге от того, какие психологические реконструкции тут себе позволяются (с нужными допущениями), воистину такое будет делать только фанат Достоевского. Этот период одна из сильнейших вещей в книге. И, как я уже говорил, книга условно разделена творческими периодами, а именно публикациями произведений Достоевским Каждый такой период завершается небольшим видением того или иного произведения самой Сараскиной. Т.е вы получаете не только очень живую биографию, но и добротную литературную критику на каждое произведение от очень и очень внимательного и вдумчивого читателя. Мне лично это кажется существенным плюсом. Я, конечно, выделил здесь то, что субъективно для меня, превалировало над остальным. Несомненно вся книга это безоговорочные 20 из 10.
По изданию: стандарт для жзл серии, плотные белые листы. Единственное, что переплёт явно не был рассчитан на такой большой объём и он немного "поехал" после основательного прочтения, авось когда-нибудь издательство доработает подобное в будущих переизданиях.
"Когда книга сталкивается с головой - и при этом издается пустой звук, разве всегда виновата книга?" © Лихтенберг
Это удивительная и поразительная книга. Перед покупкой, будучи почитателем таланта Достоевского, я был готов, к тому, что куплю небольшую легкую книжечку, которая просто обозрит для меня относительно небольшую, но, между тем, очень важную часть биографии моего любимейшего писателя. Как же я был рад ошибиться! А. Г. Достоевской удалось создать самостоятельное произведение, хоть и мемуарного формата. Сколько в нём христианской любви вообще, не только к одному горячо любимому мужу, какой...
P.S. Моя отдельная благодарность издательству. Опечатки конечно есть, пару штук я нашёл, куда уж видимо без них, но вот качество самого издания на высоте. Я отношусь к людям, которые порой забываются при прочтении, и унесясь мыслью в сторону, начинают постоянно перелистывать листы книги. Белая бумага чернеет, либо принимает нелицеприятный вид. К моей радости, с этой книгой этого не произошло. Поэтому за качество отдельное спасибо.
"Когда книга сталкивается с головой - и при этом издается пустой звук, разве всегда виновата книга?" © Лихтенберг
Если вы не любите Достоевского, то "просто пройдите мимо, и простите нам наше счастье". Небольшая книжка эта, очень нишевая, подлинно её поймёт только безумный фанат Достоевского. И написана она именно таким человеком. Конечно, если вы далеко не всё знаете из рукописного Достоевского, то она разыграет ваш аппетит по непрочитанному, если же читали практически всё, то будете, как настоящий поклонник, по-дружески приобнимать автора в своём воображении, постоянно при этом приговаривая:...
Резюмируя вышесказанное. Если вы фанат творчества, способный к сочувствую другим фанатам, т.е. понимаете свой тяжкий недуг, ну или вдруг вам не хочется читать что-то ну очень объемное из шедевральных биографий [тот же фундаментальный труд Сараскиной, который раз в 5 больше по объему], то это книга вам подойдёт. В остальных случаях можете проходить мимо.
P. S. Я думаю издательство это относительно молодое, я его еще не встречал, кроме того, указано, что выпуске книги принимали участие только переводчик и редактор. Я нашел две досаднейших опечатки лексического плана в книге, а читал я быстро, мог и упустить еще что, поэтому если кто-то из издательства прочтет мой отзыв, то пожалуйста, не уподобляйтесь большим акулам этого бизнеса, читайте то, что вы выпускаете. Это давно позабытая в этом бизнесе мантра. Будет тогда вам, и вашим читателям, в том числе, счастье.
"Когда книга сталкивается с головой - и при этом издается пустой звук, разве всегда виновата книга?" © Лихтенберг
Не знаете, что почитать?