Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Ослиная порода. Повесть в рассказах | +178 |
Тонкая серебристая нить | +135 |
Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994-2004 гг. | +48 |
После первых трёх книг Полины Жеребцовой, было удивительно читать "Ослиную породу". Это книга о детстве глазами ребёнка. Когда деревья высокие и зелёные травы, когда воздух звенит и синие горы манят к своим вершинам.
Автор сохранила непосредственный детский взгляд и оглядывается назад, всматривается в своё детство радостно и без обид. Мир маленькой девочки, растущей в многонациональной среде и воспитываемой в строгости. Много смешных эпизодов, отлично прописаны действующие лица...
Автор сохранила непосредственный детский взгляд и оглядывается назад, всматривается в своё детство радостно и без обид. Мир маленькой девочки, растущей в многонациональной среде и воспитываемой в строгости. Много смешных эпизодов, отлично прописаны действующие лица рассказов.
Для меня главном в рассказах книги "Ослиная порода" было то, что автор сохранила в себе ту девочку и то время. До войны и до больших перемен. Мало кто из нас умеет пронести своего внутреннего ребёнка, себя через жизненные перипетии. Рисунки автора очень милые. Обожаю ослика :-)
«Тонкая серебристая нить» - сборник рассказов Полины Жеребцовой.
«Дети не должны рисовать войну»
Начинается и заканчивается сборник рассказами-снами, философскими размышлениями автора.
В середине – война. Такая, какой её увидел ребёнок.
Да войны. В каждом рассказе встречается, хоть краткий, хоть парой строчек, отсыл к тому, как было «до». Всё остальное – во время.
Человек – главный персонаж рассказов Полины. Душа человека. Человеческая совесть.
Не война. Она является индикатором того,...
«Дети не должны рисовать войну»
Начинается и заканчивается сборник рассказами-снами, философскими размышлениями автора.
В середине – война. Такая, какой её увидел ребёнок.
Да войны. В каждом рассказе встречается, хоть краткий, хоть парой строчек, отсыл к тому, как было «до». Всё остальное – во время.
Человек – главный персонаж рассказов Полины. Душа человека. Человеческая совесть.
Не война. Она является индикатором того, что внутри человека. Легко быть порядочным человеком, когда всё вокруг хорошо и спокойно. Много труднее сохранить себя, честность, доброту-всё самое светлое, что есть в нас, когда гремят взрывы и тот, кто вчера был добрым соседом, сегодня – заклятый враг. Страшнее всего, что объяснения этой перемене нет.
«Война …проросла в человеческую жизнь и стала неотделимой от внезапной и бессмысленной смерти…»
Это самые ужасные слова, самые беспощадные, какие можно произнести. Это слова боли и страданий.
В человеческую жизнь должны прорастать любовь и дружба. Ребёнок должен наблюдать «как улитка есть зелёную травинку», а не как на месте домов образуются воронки и люди умирают в мучениях.
После того, что видела автор, можно сдаться, потерять веру в будущее. Этого не произошло. После любой, самой сильной грозы, обязательно выходит солнце. Самая длинная война когда-нибудь заканчивается. После войны будет мир. Он не будет тем, что был прежде. Люди отравлены страхом и болью.
«Война обязательно закончится! Ведь хорошие люди не хотят воевать» - слова мудрого дедушки Идриса очень верны.
Все войны заканчиваются и хороших людей много больше, чем негодяев и подлецов.
Но, войны могли бы и не начинаться. Незачем детям изучать анатомию человеческого тела по частям человеческих тел.
Эти рассказы не плод фантазии. Эти истории жизней человеческих – правда.
«Смерть — мой союзник, мой партнер по игрев шахматы, мой надежный ненавистный друг и самый любимый враг. Когда смерть рядом, жизнь видна по-другому: ясность и понимание становятся безграничными.»
Смерть не должна быть союзником ребёнка. Пусть, мы никто не избежим конца, но пусть смерть приходит к убелённым сединами старцам, когда они лежат в своих постелях, окруженные близкими.
Эдгар Ли Мастерс написал стихотворение, в котором есть такие строки
«…И есть молчание мертвых.
Если мы, живущие, не способны говорить,
когда с нами происходит нечто серьёзное,
то почему мертвые должны рассказывать о смерти?
Однако то, о чем они молчат узнаем и мы,
поскольку с каждым днём мы всё ближе...» (перевод Алла Лепеева)
Не должно быть молчания. Мёртвые не расскажут. Рассказать должны живые.
Полина Жеребцова – летописец нашего времени. Она рассказывает и делает это художественно. Слова заставляют нас чувствовать боль людей, чувствовать физически.
Это заслуга автора.
«Её тетрадь должна изменить мир»
К сожалению, мало написать, чтобы изменить мир.
Должны быть читатели, много читателей, чтобы они впитали в себя слова девочки из Грозного, чтобы несли эти слова по жизням.
Все вместе мы можем изменить мир.
Белокожие и смуглые, христиане и мусульмане – неважно, каким богам мы поклоняемся или верим в науку. Мы должны стараться делать так, чтобы матери не теряли детей, вошедших в «реку смерти».
«Дети на должны рисовать войну…Дети не должны играть в войну…»
Я начала заметку этими словами, словами героя, одного из рассказов, ими и заканчиваю.
Сегодня дети снова играют в войну. Их на это толкают политики. Те, для кого жизни человеческие – разменные монеты в своих играх.
Можно подняться над корыстолюбивой суетой, посмеяться над коррумпированными чиновниками.
Нужно помнить, что хороших людей в мире больше. Они разобщены, в отличие от, более наглых и потому бросающихся в глаза злодеев.
Книга рассказов «Тонкая серебристая нить» Полины Жеребцовой – одна из тех книг, которые помогут нам быть вместе. И победить.
“ Inter arma silent leges. “ - “В военное время законы безмолвствуют” (Из речи Цицерона. 52-й год до нашей эры). “Кому война, а кому мать родна” (пословица)
Кто из нас в детстве не начинал писать дневника, доверяя тетрадным страницам свои маленькие горести и радости. Прятали тетрадки в самый дальний ящик письменного стола, чтобы случайно не наткнулись мамы или братья и сёстры. Обычно дневники быстро надоедали и мало кто исписал от начала до конца хотя бы одну тетрадь. Этот дневник занимает...
Кто из нас в детстве не начинал писать дневника, доверяя тетрадным страницам свои маленькие горести и радости. Прятали тетрадки в самый дальний ящик письменного стола, чтобы случайно не наткнулись мамы или братья и сёстры. Обычно дневники быстро надоедали и мало кто исписал от начала до конца хотя бы одну тетрадь. Этот дневник занимает несколько тетрадей. Если бы автор этого дневника не писала слова на бумаге, а держала их в себе, то ей было бы ещё труднее. Хотя, куда уж труднее...
Дневник - личное. То, что говоришь сам себе, не скрывая от самого себя правды. И не каждый согласится на то, чтобы его дневник читали. На это нужна отвага. Такая, какая была у маленькой девочки Полины, выросшей в талантливую и смелую женщину. Думаю, что не только я, читая книгу, сделанную на основе дневников, которые вела на протяжении многих лет, девочка из города с суровым названием Грозный, во время чтения постоянно оглядывались назад во времени, сопоставляя даты и вспоминая, что они делали в тот или иной день. Сидели за школьной партой, гоняли во дворе мяч, читали книги, выходили замуж, рожали детей – занимались обычными будничными человеческими делами. Там, в Грозном, в эти же самые наши обычные дни, людям приходилось выживать. Выживать под пулями, под бомбами. Слова «поиск хлеба насущного» были там не метафорой. Однако, ребёнок есть ребёнок и его интересуют подружки и мальчишки, котята и щенки. Только котята умирают от города, а щенков убивают. До кошачьих ли жизней, когда людей не жалеют. Мы ели порции лжи, которые нам скармливал телевизор. Смотрели лживое «Чистилище» Невзорова. Генеральный продюссер Борис Березовский. Вот уж точно: кому война, а кому мать родна. Одни страдали и умирали от войны, другие богатели на войне. « на стороне боевиков воевали националисты из УНА-УНСО и снайперши из Прибалтики…» Сегодня мы знаем цену этого вранья. Сегодня, бывший врун о чеченской войне и бывший воинствующий православный христианин - журналист Александр Невзоров, борется с попами и религией, он стал оппозиционером. Умеет держать нос по ветру. Скончался Борис Абрамович Березовский, который дал денег на лживый фильм. Неясна причина его смерти. Перед кончиной он обеднел. «…концу жизни финансовое состояние Березовского сильно ухудшилось. Хотя ещё в 2008 году оно оценивалось в 1,3 млрд долларов, после нескольких проигранных судов он накопил значительные долги, ему пришлось уволить помощников, почти всю охрану, выставить на продажу несколько принадлежащих ему домов и некоторое ценное имущество…»
Чеченская женщина, сын которой Тима сошёл с ума от взрывов бомб, которым негде было жить, нечего есть, которым не помог никто, они тоже были бедны. Только их бедность и бедность господина Березовского была разных порядков. Одни радовались варёной картошке. Другой страдал от того, что пришлось продать некоторое ценное имущество. Мне неизвестна судьба Тимы и его мамы. Много жизней съели войны. Жизни молодых русских солдат, кого пушечным мясом скормили псу войне, мирных жителей государства Ичкерия, убитых, истерзанных, получивших хронические болезни. «В военное время законы безмолвствуют» Однако, кто-то нажил состояние на человеческом горе. «Деньги не пахнут»? Ещё как пахнут, господа. Только этот запах будет преследовать вас в вашем личном чистилище. Мы все туда попадём и каждый ответит за себя. Мне всё равно, как имя бога. Только, как говорила моя бабушка: «бог -не Тимошка, видит немножко»
Я читала книгу «Муравей в стеклянной банке» неделю. Хотя могла прочесть её за пару дней. Останавливалась, когда людские беды заполняли меня настолько, что казалось боль становилась физической. Это не фантазия журналиста, не фильм, снятый в псевдодокументальной манере, не выдумки про «белые колготки», о которых все слышали, но никто не видел. Это настоящая жизнь, настоящей девочки и её мамы, их друзей и недругов, их соседей и случайных знакомых – жителей военного Грозного. Девочка выжила и стала писателем. Я прочла первый рассказ из её следующей книги «Тонкая серебристая нить». Это уже не дневник. Это литература. Дитя войны, она не ожесточилась, она находила утешение в книгах. Что такое история? То, что пишут в учебниках или книги господина Мединского? Нет, нет и нет Историю пишут люди. Своими жизнями, своими судьбами. Страницу правды вписала в историю Полина Жеребцова. Эту книгу надо читать. Читать и плакать. Просить прощения за то, что мы закрывали глаза и верили лжи.
Полина Жеребцова оказалась отважнее многих. Она показала нам свою жизнь, для того, чтобы это не повторилось. Финляндия приняла Полину и получали себе ещё одну заботливую дочь. Слабаки всегда трусливы, хоть и кичатся, собираясь толпой. Сильные великодушны. Пусть книга Полины научит доброте и великодушию тех, кто позавидовал гонимым. Да пусть не будет гоним никто. И спасибо за правду, уважаемый автор – Полина Жеребцова.
Не знаете, что почитать?