стр.7
/ Почему Хасан ужасается из-за слова "кийама"? Обратимся к сайту islam-today.ru:
"Киямат в Исламе - это великое событие наступления конца света. Говоря по-другому, киямат - это смерть мироздания. Это воскресение из мертвых и Судный день. /.../ В Судный день подвергнутся ужасным мучениям те, кто не верует основам Писания, кто не обращает внимания на повеления и запреты Аллаха, кто будет убивать и насиловать людей (сура "Бакара", 2:85) ". И как разъясняет...
/ Почему Хасан ужасается из-за слова "кийама"? Обратимся к сайту islam-today.ru:
"Киямат в Исламе - это великое событие наступления конца света. Говоря по-другому, киямат - это смерть мироздания. Это воскресение из мертвых и Судный день. /.../ В Судный день подвергнутся ужасным мучениям те, кто не верует основам Писания, кто не обращает внимания на повеления и запреты Аллаха, кто будет убивать и насиловать людей (сура "Бакара", 2:85) ". И как разъясняет православный священник Даниил Сысоев, "По Корану, Аллах - творец всех поступков, как злых, так и добрых. Он даёт силу убийце убивать, прелюбодею прелюбодействовать. Но при этом он же и накажет за это злодеяние". (см. выше).
Вот этого и ужасается Хасан! /
/ Получается, что Хасан умер 23 мая 1124г и его головная боль 23 мая 1975г передалась Хрипунову, и Хрипунову в этот момент явилось лицо той же женщины, что и Хасану, его пра-пра-пра-...-пра-бабки. А ГОЛОС, который в день смерти Хасана " бубнил что-то — почти кричал, впервые не внутри, а откуда-то слева и сверху", - может быть он превратился в "бубнение" и вой мёртвой головы из кошмаров Хрипунова? /
Хрипунов всматривался в будущее, но видел почему-то круглый толстый столб сладкоголосого света, и каменную кладку, и крошечных коленопреклоненных людей... /т.е. не как в "хозяйстве" Хасана - там не могло быть сладкоголосого света, а просто - картина будущего, где коленопреклоненные люди поклоняются Анне?/
...и Анну, одной улыбкой гармонизирующую пространство. Мир, она должна принести всем покой и мир, бормотал он, отражение Бога (?), идите и любите друг друга, Санта Анна.
/что это Хрипунов вдруг заговорил о любви? Или - "последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие" (см. выше Структура и идеология исмаилизма) - это привиделось Хрипунову? Намёк, что Анна будет этим "последним божественным воплощением"? (ха!) /
/Хасан/
Лекарь долго ждал, когда Хасан сделает последний выдох, освободив намученную ДУШУ от земного плена. Но так и не дождался. Он вышел на улицу и закричал: Хасан ибн Саббах умеррррр!"
/что, у Хасана есть-таки душа? да не-е-ет же! Душа должна была вылететь с последним выдохом, но лекарь этого не дождался, т.к. вылетать было нечему./
/А вот финал действительно невнятный. Хрипунов убил и себя и её?/
Хрипунов:
"Отвезти в театр, вытащить на сцену, узнать сразу все. Сразу все раскрыть. Второе пришествие. /? н-да.../ Давка, вопли, паника, судные трубы. Будьте милосердными. Несите добро. Она должна понять. Должна распорядиться правильно. Я сам ей все объясню." ...Вот, значит, как ты этим распорядилась. Санта Анна. А я был уверен, что приведу тебя к сирым и прокаженным…"
/с чего это Хрипунов вдруг озаботился сирыми и прокажёнными, если ему было вообще плевать на людей?/
"Больно будет ровно одну секунду. А потом наступит покой... ...и надо бы поспать потом хоть часочек... через десять дней МНЕ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ, и ничего не получилось, но я еще все переделаю, вот посмотришь, все будет по-другому, никто не смог бы сделать тебя с первого раза. Я просто ошибся. Но это не страшно... Ты даже не проснешься, вот увидишь. Все будет хорошо... Он постоял еще немного над диваном. Потом открыл флакон и вдохнул дымный маслянистый запах. Кислота сотрет ткани, время исправит все ошибки... У нее слабое сердце... Она умрет раньше, чем поймет, что случилось. А я сделаю новую... Анна! Ты же могла принести в мир Абсолютный покой. Я мог принести. Не донес... Не просыпаясь, Анна попыталась улыбнуться, она все позабыла, мама говорила — заспала — А КЕМ БЫЛА МАМИНА МАМА, А МАМА МАМИНОЙ МАМЫ? ОТКУДА Я ВООБЩЕ ВЗЯЛСЯ, ТАКОЙ ВЫРОДОК, ей больше нельзя улыбаться, она не имеет на это права, никто не имеет на это права. Только я." /?/
/ А не объяснит ли нам что-нибудь тут вера исмаилитов в переселение душ? Хрипунов убивает Анну и себя с тем, чтобы в "будущей жизни" "всё переделать"? /
* * *
Когда тело затихло, в кабинет скользнул АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, все тот же коротконогий сутулый азиат, 40 лет назад принявший новорожденного Хрипунова. Кабинет был пуст — только на полу — пустая оболочка с черным, изуродованным лицом. Ангел посмотрел в верхний левый угол — там, где должна была метаться ошарашенная душа, никого не было. Все правильно. Все так и должно быть. /ДУШИ НЕТ! НИ У ХАСАНА, НИ У ХРИПУНОВА/ Он подобрал телефонную трубку, щелкнул кнопками и замер, ожидая соединения. В трубке щелкнуло, и ангел доложил: Он умер. Он. Хирург. И едва слышно прибавил: — Бог. /?/
/ КАКОВА МИССИЯ ИСАМА? ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ АЛЛАХА, ИЗБРАВШЕГО ХАСАНА и ХРИПУНОВА, КАК ЕГО НАСЛЕДНИКА, ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ЗЛА И ДЛЯ ГЕЕННЫ? /
И ещё остаются некоторые мелкие вопросы. Например, что символизирует цветок в кошмарах Хрипунова? Или явление часов молодому Хасану, начинающему "наместнику Аллаха": "голос сказал ему, что время — как сыр. —Дырки." ВременнАя дыра от Хасана до Хрипунова? И вообще - это ЛИЦО - .что это такое всё-таки? Дьявольское наваждение - с целью прельстить, обольстить, прикинувшись прекрасным, ВСЁ исказить, извратить, обмануть и погубить человека? Это вечная цель дьявола, извечного врага рода человеческого, первого в истории человечества лжеца, отца лжи.
А вообще-то, у автора столько тут всего везде намешано, прямо как в самом учении исмаилизма... НО НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЗАМОРОЧКИ ОЦЕНКА РОМАНУ И АВТОРУ - ВЫСШАЯ: СЮЖЕТ ЗАВЕРЧЕН КРУТО, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНО, И В ТАКОМ НЕБОЛЬШОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ - СТОЛЬКО ОТКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛОВ!
Вообще, хорошо бы услышать какие-то разъяснения автора - не слишком ли далеки все эти вышеизложенные рассуждения и предположения от её истинного замысла.
стр.7. конец
стр.6
/Хрипунов/
На Дружбе, 39 Хрипунов подошел к родительским окнам. Вот тут была кухня, тут — родительская спальня... А ну пшел отсюда, выродок, процедил в темноте отец, так отчетливо, что Хрипунова продрало ужасом... Он протиснулся сквозь кусты к машине и вскоре был уже далеко от Феремова. ...Стоило закрыть глаза, как в голове начинало проворачиваться слово — выродок.
/Выродок fb.ru
Как нам говорят этимологические словари, ублюдки и выродки – это потомство чистопородных животных,...
/Хрипунов/
На Дружбе, 39 Хрипунов подошел к родительским окнам. Вот тут была кухня, тут — родительская спальня... А ну пшел отсюда, выродок, процедил в темноте отец, так отчетливо, что Хрипунова продрало ужасом... Он протиснулся сквозь кусты к машине и вскоре был уже далеко от Феремова. ...Стоило закрыть глаза, как в голове начинало проворачиваться слово — выродок.
/Выродок fb.ru
Как нам говорят этимологические словари, ублюдки и выродки – это потомство чистопородных животных, которое они «приблудили». В результате появились детёныши с признаками, вовсе не соответствующими данной породе или даже данному виду животных. Например, от скрещивания ослицы и жеребца появляется лошак, а от связи кобылы и осла – мул. Причём эти животные не способны к размножению, что приводит к их вырождению. Определение этого термина заложено в его составе: приставка «вы» обозначает в данном случае «выход», «конец», а корень сам указывает на себя. Так и получается, что выродок – тот, кто «закрывает свой род». Постепенно эти слова перенеслись и на человека. Подобно тому, как нечистопородное животное называли ублюдком либо выродком, этими определениями стали клеймить незаконнорожденное дитя вельможи. Синонимом «выродка» выступало слово «бастард»
Выродок ru.wiktionary.org
1. Человек, который выделяется в своей семье или своей среде крайне отрицательными качествами.
2. Человек, не похожий по своим физическим, душевным и т. д. качествам на других членов семьи или какой-либо категории лиц, к которой он принадлежит
...и это было совершенно точно, просто удивительно, что Хрипунов понял это только сейчас. А ведь столько знаков, ступенька за ступенькой, шаг за шагом… Мать, вероятно, знала всегда. Теперь понятно, почему она была такая… вполнакала. Просто боялась. И не знала, что делать. Всю жизнь. А отец, вероятно, только догадывался. Хрипунов вспомнил Альму, сторожевую из своей армейской части, кошмарная была сука, лютая, как сатана. Хрипунов часами сидел у Альмы в вольере, почесывал рваное ухо, и псина лежала смирно, и только показывала клыки, если мимо проходил кто-то чужой. Чужой, не Хрипунов. Господи, прости меня, какой же я тупой.
/и Хасана, и Хрипунова любили и не боялись собаки./
/т.е. получается, что Хасан-младший был в интимной связи с своей сестрой, и Хрипунов является их потомком от этой кровосмесительной связи, и именно поэтому он выродок./
/Хасан/
Он мог бы вырезать всех новорожденных даже во всей Персии и даже их мамаш, переплюнув самого царя Ирода, но он слишком устал. И понимал, что той, которая ему нужна, все равно нет в Персии. Она не стала бы рисковать (Хасан твердо знал, что, несмотря на видение, родится дочка, а от нее еще одна, и еще, И ТАК ЕЩЁ 900 С ЛИШНИМ ЛЕТ — ПОКА НЕ НАСТАНЕТ, НАКОНЕЦ, ВРЕМЯ МАЛЬЧИКА, СУДЬБУ КОТОРОГО ЗНАЛ ТОЛЬКО ИСАМ".
часть 4
Тот год стал последним для Хасана. Когда приближенные справлялись о здоровье, он не отвечал. И очередной посетитель покидал его смертное ложе, соображая, сколько шагов осталось Хасану до АДСКИХ ВРАТ и что же будет дальше. На кого оставит Хасан такое своё хозяйство? Идите спокойно, бормотал Хасан, до 13 века времени хватит. И власти, и денег. А потом придет Хулагу-хан, МОНГОЛОИД, и сотрет вас с лица земли, заставит опять уйти в безмолвное подполье... А ты, Исам, куда ты пропал, зачем бросил меня одного в год моей смерти? Обещал служить мне, как Богу, а сам знал о Боге куда больше меня, мог бы и поделиться этим с хозяином…
...Мир плавился от жары 23-ГО МАЯ... Истово бубнил что-то ГОЛОС — почти кричал, впервые не внутри, а откуда-то слева и сверху, и первые Хасан его не слушал, потому что призраки расступились и он увидел: к нему идет живая человеческая женщина с тихим светящимся лицом и удивительными глазами, его любимая единственная дочка, прожившая всего семнадцать минут. А потом он сам приказал сбросить ее в пропасть. Но она все-таки пришла. Значит — простила. Ля тахким илла иллах, отец — прошептала она ласково... /"Судить вправе только бог". Она его прощает, не судит, но тем не менее напоминает о божьем суде / ... и улыбнулась так, что Хасана в последний раз в его жизни насквозь пробило черным ЗЛОБНЫМ лучом, а потом черный свет рассеялся, а вместе с ним, наконец, навсегда умолк и ГОЛОС, так что последнюю секунду своей жизни Хасан прожил совершенно счастливым без боли и в великой тишине. Но только одну секунду.— Потому что ...дочь наклонилась к его лицу и приговорила — кийама. Глаза Хасана выкатились от ужаса, он захрипел, обмяк, так и не увидев, как сквозь её лицо проступает другое — тоже женское. Но полное такого грозного чудовищного смысла, что далеко-далеко от Аламута Исам передернул плечами, встопорщив крылья, и повторил — кийама. Воскресение.
стр.6. продолжение следует
стр.5
Да, маленький Хрипунов трусил, как и положено в детстве, множества вещей... И к страхам этим МЕШАЛАСЬ ПОЧЕМУ-ТО В ЖИЗНИ НЕ ВИДАННАЯ ПУСТЫНЯ... Со снами у маленького Хрипунова вообще было не все в порядке... СНАЧАЛА ВСЕГДА ПОЯВЛЯЛАСЬ ПУСТЫНЯ. Потом выползала голова и принималась бубнить и завывать. И начинало наплывать на Хрипунова огромное невнятное ЛИЦО. И Хрипунов замечал цветок и прикрывал его, и Лицо под вой головы начинало наливаться таким невиданным светом и смыслом, что Хрипунов...
Да, маленький Хрипунов трусил, как и положено в детстве, множества вещей... И к страхам этим МЕШАЛАСЬ ПОЧЕМУ-ТО В ЖИЗНИ НЕ ВИДАННАЯ ПУСТЫНЯ... Со снами у маленького Хрипунова вообще было не все в порядке... СНАЧАЛА ВСЕГДА ПОЯВЛЯЛАСЬ ПУСТЫНЯ. Потом выползала голова и принималась бубнить и завывать. И начинало наплывать на Хрипунова огромное невнятное ЛИЦО. И Хрипунов замечал цветок и прикрывал его, и Лицо под вой головы начинало наливаться таким невиданным светом и смыслом, что Хрипунов просыпался от ужаса и невыносимого счастья. /Это второй раз про Лицо/.
23 МАЯ 1975 года Хрипунов проснулся от непривычного чувства — БОЛЕЛА ГОЛОВА... И с утра он как будто постарел лет на 10. Почти взрослый 12-летний человек...
/т.е. он родился в 1963г. Ну да,вот же дальше - (пребывание его в феремовской гостинице) - прямо написано: Я, Хрипунов, 1963 г. рождения/ ...с изможденными складками у рта и сухими оранжевыми глазами... Хрипунова проткнуло невероятной болью, сквозь которую он увидел прямо перед собой огромное, во весь мир ЛИЦО — как будто в том сне, только лицо оказалось женским. Женщина улыбнулась, и Хрипунов вдруг сразу ВСЁ ПОНЯЛ, и перестал бояться, и провалился во тьму СОВЕРШЕННО СЧАСТЛИВЫМ. ...Когда на 10-ые сутки Хрипунов очнулся, он понял, что в мире произошло что-то странное, сделавшее его, мир, непонятным и даже неприятным, только было неясно — что, и в чем неприятность и непонятность заключается. ...Он помнил лишь, как женщина ему улыбнулась, и с этой улыбкой, с лицом женщины связалось ощущение удивительного и прекрасного покоя, гармонии. ...И Хрипунов, наконец, понял, что вокруг не так. Люди. Они оказались чудовищно некрасивы. Даже хрипуновская мама. Все. Невозможные уроды. Просто Хрипунов этого раньше не замечал.
/т.е. после встречи с этим женским ЛИЦОМ все люди стали казаться ему уродами. Точно так же, как мальчику Каю в "Снежной королеве" после того, как в его глаза и сердце попали осколки дьявольского зеркала/
/А вот первая встреча Исама и Хасана./
Исключение было единственное — Исам, коротконогий, сутулый, немолодой. С плоским нездешним лицом и жутковатыми раскосыми глазами. Черт его знает, откуда и забрел в наши края. ...не дожидаясь никаких вопросов и предисловий, Исам сказал в воздух перед собой — 963-й и 2-й, пожалуйста. Разумеется, две тысячи. Хасан и опомниться не успел, ошалелый от того, что тот лопочет какую-то хрень, непонятную белиберду, — как ГОЛОС что-то подсоединил, замельтешили какие-то полосы, ЛИЦА, одно почему-то смутно и неприятно знакомое /лицо его дочери? - см. начало части 3/ И вот уже псих удовлетворенно кивает головой — ну, в общем, все как я и предполагал — и говорит. Меня зовут Исам. И я буду служить тебе. …И служил. Так служил, что ибн Саббах простил Исама целых два раза. В первый раз за то, что тот наплевал на собственную смерть. И во второй раз — за то, что догадался заглянуть в будущее так далеко, как не догадывался заглянуть и сам Хасан. А, может, и не догадался бы. Нет, конечно, он спросил потом у голоса, что за цифры такие дурацкие, что за даты, к чему такая даль? Что там будет между не знамо каким 63-м и неведомо вторым? Это от какой вообще точки отсчета?..
/А ЭТО ГОДЫ ЖИЗНИ Хрипунова: 1963 - 2002; 39 лет ("через 10 дней МНЕ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ" - см. конец текста)/
...Каждый волен толковать Коран так, как ему подсказывает душа.
/Это один из основных принципов шиитской секты исмаилитов. Но не исмаилитской секты ассасинов - см. выше "Религиозное учение исмаилизма"/
А ЕСЛИ ДУШИ НЕТУ? — поинтересовался Хасан. /т.е. теперь у него души уже нет/ Тогда надо ждать — посоветовал голос и пояснил — Исам — значит, ОХРАНЯЮЩИЙ.
/т.е. Исам - как бы ангел-хранитель и Хасана и Хрипунова/
часть 3
Хасан увидел перед собой женщину. ...молчала не только женщина. Голос тоже молчал. Да что молчал — Хасану вообще ни разу не говорили об этом, а ведь он наизусть знал свою собственную жизнь, ни в одном эпизоде не было этой женщины... ...Хасан увидел ее беременный живот, внутри которого плавал ребенок — мальчик,.. и все искал кого-то мутными глазами... Наконец, глаза его нашли Хасана и сразу успокоились, и вокруг зрачков начал расползаться ЗОЛОТИСТО-КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ, СЛОВНО туда КАПНУЛИ ЙОДА. Мальчик, не сводя с Хасана ЯРКОГО взгляда, улыбнулся... Ты кто такая?!! —Ля тахким илла иллах, — мягко ответила она. Судить вправе только бог. /т.е. она его прощает? Во всяком случае, не судит, не осуждает/ И тут Хасан поднял голову и посмотрел женщине в лицо, очень знакомое — и не удивился. Ему больше нечему было удивляться, он все понял, то есть это раньше он думал, что все понимает, но только теперь по-настоящему понял ВСЕ /.../
Хасан лежал на лежанке, той самой, на которой его старшая жена 30 лет назад родила девочку. Ты не скинула её тогда... Младшая жена не ответила. Не скинула, повторил Хасан, ЭТО БЫЛА ОНА. И С ХАСАНОМ-МЛАДШИМ ТОЖЕ. Я знаю. ОНА...
Хасан знал всегда, что убьет Хасана-младшего. ...Да, его было жалко, он был хороший воин. Вот кому бы Хасан ПЕРЕДАЛ и Аламут, И СВОЮ ЧЕРТОВУ БОЛЬ, и свои ЧЕРТОВЫ /вот уж воистину!/ дела, но Хасана-младшего НАДО было убить. И он убил. Семь месяцев прошло. А в ушах до сих пор хрустела дорога, по которой он спускался в долину, где его четвертый и лучший сын, Хасан-младший, назначил свидание женщине, имени которой Хасану не сказали... Откуда-то появилась большая собака, посмотрела на Хасана ЯРКО-РЫЖИМИ СПОКОЙНЫМИ ГЛАЗАМИ, догнала, прижалась к ноге, всегда его любили собаки и никогда не боялись — даже такие вот полудикие пастушеские зверюги... Одно движение клинка. Когда Хасан разлепил веки, Хасан-младший был уже мертв. И ни собаки. Ни женщины. Ни одной живой души в доме /.../
ЗНАЧИТ, ЭТО БЫЛА ОНА.На младшую жену Хасан больше не глядел. Наутро со всех проворонивших Хасанов кошмар содрали кожу. А через неделю незаметно умерла младшая жена /.../ Хасан стукнул в бубен. Ос-венн-цимм — отозвался он, но Хасан покачал головой — не время еще… Слишком рано..
стр.5. продолжение следует
стр.4
Религиозное учение исмаилизма. rushist.com
Существует общее шиитское учение о «божественной искре» в имамах. Исмаилиты усугубили это учение вплоть до того, что исмаилитская секта друзы провозгласила богом одного из имамов - Хакима, а другая исмаилитская секта низариты обожествляет Али (это первый шиитский имам).
/Т.е. исмаилизм допускает возможность того, что человек может стать богом. Вот в таком, исмаилитском, крайне сектантском смысле Хасан и стал "наместником Аллаха на...
Религиозное учение исмаилизма. rushist.com
Существует общее шиитское учение о «божественной искре» в имамах. Исмаилиты усугубили это учение вплоть до того, что исмаилитская секта друзы провозгласила богом одного из имамов - Хакима, а другая исмаилитская секта низариты обожествляет Али (это первый шиитский имам).
/Т.е. исмаилизм допускает возможность того, что человек может стать богом. Вот в таком, исмаилитском, крайне сектантском смысле Хасан и стал "наместником Аллаха на земле", а Хрипунов "стал Богом"?/
Исмаилитская секта ассасины. Исмаилит Хасан ибн Саббах в Иране в 1090г завладел крепостью Аламут и сделал ее своей штаб-квартирой. Вскоре захватил другие замки и построил новые и принудил своих приверженцев к слепому повиновению. Он сумел основать независимое княжество, которое методами террора держалось до 1256г. Неоисмаилизм Хасана, бывший скорее тайной политической организацией, чем вероучением, возвел в закон пассивное повиновение имаму. Ни изучение Корана, ни его иносказательное толкование не имели значения, если не проводились под личным руководством имама. Это препятствовало свободе индивидуального толкования Корана /которое проповедовали исмаилиты/. По учению ассасинов, беспрекословное следование талиму – наставлениям имама – является обязательным. Этот источник для них не менее авторитетен, чем Коран.
Монгольское нашествие Хулагу в 1256 г. сокрушило могущество ассасинов в Иране.
/ Т,Е, ИСМАИЛИТЫ - ЭТО КРАЙНЯЯ СЕКТА ШИИЗМА, А АССАСИНЫ - КРАЙНЯЯ СЕКТА ИСМАИЛИЗМА, Т,Е, СЕКТА ИЗ СЕКТ /
Философия исмаилизма. ...Бог явился в образе Мирового разума – подлинного божества исмаилитов, основным атрибутом которого является знание... Посвящение в исмаилизм имело 7 степеней. Большинство достигало только 2-й, а даи (миссионеры) – 6-й степени. 7-й достигали редкие единицы.
/А в романе Хасан проходит целых 9 ступеней какого-то бахира. Это что, уже художественный авторский вымысел?/
Иносказательно у исмаилитов и толкование рая (как состояния души, достигшей совершенного познания) и ада (как состояния невежества). Пребывание в аду - временное, ибо по учению о переселении душ каждая душа возвращалась на землю и оставалась здесь, пока не приобретала знания под руководством имама. В тот день, когда все сотворенное проникнется Мировым разумом, зло исчезнет.
students.by
Суть человечности в исмаилизме не просто способность к приобретению знаний, но обладание абсолютным знанием, включающее в себя полное совершенство. Полное знание, необходимое для достижения совершенства и конечного счастья, нисходит от высшего иерарха, имама. Малейшее отступление от совершенства ведет к страданию, а правильное представление о путях обретения совершенства дается только в исмаилизме.
/НЕ ЭТИМ ЛИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ, ЧТО ПОЯВЛЕНИЕ ЛИЦА ВСЯКИЙ РАЗ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ: в снах маленького Хрипунова - НЕВЫНОСИМОЕ СЧАСТЬЕ; больной Хрипунов на помойке - ВСЁ ПОНЯЛ И СТАЛ СОВЕРШЕННО СЧАСТЛИВЫМ; Хасан посмотрел в лицо впервые явившейся ему дочери и только сейчас ПОНЯЛ ВСЁ; Хрипунов в гостинице Феремова - приготовился к ощущению САМОГО ПОЛНОГО И СОВЕРШЕННОГО СЧАСТЬЯ. АБСОЛЮТНЫЙ ПОКОЙ. АБСОЛЮТНАЯ ГАРМОНИЯ. АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ. Я ВСЁ МОГУ. Я ВСЁ ЗНАЮ; Хасан последнюю секунду жизни прожил СОВЕРШЕННО СЧАСТЛИВЫМ, потому что дочь ему улыбнулась.
И - ВСЁ ЛОЖЬ! РЯДОМ - МЁРТВАЯ ГОЛОВА, ЗАВЫВАЮЩАЯ "СМЕРТЬСМЕРТЬСМЕРТЬ", И ГОЛОС, ТРЕБУЮЩИЙ "ВЛАСТИ И СМЕРТИ", ИЛИ СЛОВО "ВОСКРЕСЕНИЕ", ПОЧЕМУ-ТО ПРИВОДЯЩЕЕ ХАСАНА В УЖАС... ИБО ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ НЕТ ПРАВДЫ! /
часть 2
Хрипунов никогда не хамил, а если его не понимали — смотрел ЯРКИМИ, КАК У ОВЧАРКИ, ПОЧТИ ОРАНЖЕВЫМИ ГЛАЗАМИ, спокойно, внимательно. И это помогало, только папа не имел к этому отношения. Дело было не в нем. И даже не в самом Хрипунове, а в том, что как ил стояло на дне, ждало случайного камня, чтобы тяжело ухнуть, — да так, чтобы все поняли, что это и не ил вовсе и не пруд, и не человек, не может быть у человека такой спины, и не молчат так люди, и… Господи, если ЭТО сейчас обернется... В первый раз это шевельнулось, когда Хрипунов был сопливый 6-летка. Бабка Хорькова неслась на него. Он почувствовал и обернулся. И бабка увидела, как его фигурку подернуло рябью, на миг растворило в полуденном мареве. И только ГЛАЗА, ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЕ, ПОЧТИ ЙОДИСТЫЕ, спокойные, смотрели на нее, и такие это были недетские да и вообще — нечеловеческие глаза, что бабка остановилась и пошла в сторону.
стр.4. продолжение следует
"Хирург".
Многие пишут о "практически никак не связанных двух сюжетных линиях". Да, линии две, но сюжет, по сути, один. Просто мы не умеем внимательно читать (и перечитывать!) текст.
Пройдёмся по тексту ещё раз , последовательно, внимательно. Тогда многое становится понятным. Хотя и вопросов и недоумений остаётся много.
Но если почитать ещё и о принципах ислама и исмаилизма, то некоторые вопросы и недоумения, возможно, тоже будут сняты.
"Пройтись" придётся по...
Многие пишут о "практически никак не связанных двух сюжетных линиях". Да, линии две, но сюжет, по сути, один. Просто мы не умеем внимательно читать (и перечитывать!) текст.
Пройдёмся по тексту ещё раз , последовательно, внимательно. Тогда многое становится понятным. Хотя и вопросов и недоумений остаётся много.
Но если почитать ещё и о принципах ислама и исмаилизма, то некоторые вопросы и недоумения, возможно, тоже будут сняты.
"Пройтись" придётся по длинному тексту, так что отзыв будет на нескольких страницах.
часть 1
Хрипунову плевать было на людей. Хрипунов хотел стать Богом. /Плевать на людей, и при этом хотел стать Богом. Ладно, мало ли какие бывают сумасбродные хотения/
И он стал Богом.Он. Им. Стал. /А вот это уже... Возможно ли стать Богом, да ещё с большой буквы, тем более, если "на людей плевать"? Может быть, это он сам (или кто-то) так посчитал своим нездоровым разумом?/
Хрипуновская мама родилась счастливой, и умерла счастливой, всю жизнь мирно проносив в крови НЕВЕДОМУЮ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ЧЕРВОТОЧИНУ. Ей повезло. Хрипунову — нет. ...И быть бы Хрипунову банальным Иваном, если бы не... Хасан ибн Саббах.
/Всё сказано практически прямым текстом: Хрипунов - потомок Хасана. И это предположение возникает после первого же прочтения романа. Повторное чтение великолепно подтверждает это/
/А вот, собственно, первое появление Исама (в эпизоде рождения Хрипунова), правда, имя Исам пока не названо/
Хрипунов зажмурился, чтобы не видеть, как спешит кривоногий немолодой ангел с неясным, но очевидно азиатским лицом, что-то дожевывая и вытирая о крылья персты, которыми следовало замкнуть новорожденному всезнающие уста.
/Это в самом начале. И, собственно, всё уже обозначено: что это не обычный новорожденный, а что у него всезнающие уста и что этот ангел должен их замкнуть. Но когда читаешь первый раз, об этом как-то не задумываешься, т.к. абсолютно не в курсе, что там будет дальше. Думаешь, ну ангел, принимает младенца, ладно... А почему он, ангел, такой - кто его знает... (кстати, почему он такой - МОНГОЛОИДНЫЙ - это непонятно и по прочтении всего романа). А всезнающие уста... кто его знает, может, автор считает, что каждый младенец рождается всезнающим, но не осознаёт этого.../
/Прочтём внимательней и следующий за этим текст:/
...боль стала видимой, как свет — конус ЧЕРНОГО, КИПЯЩЕГО СВЕТА, пронзивший макушку новорожденного и достигший глубин неба. /тот же луч чёрного света, который бил в темя Хасана - см. ниже/
Мальчик, сказал незнакомый ГОЛОС. /это,конечно, не голос акушерки или врача, как можно подумать, а - либо ангела, либо даже тот самый ГОЛОС/
...боль отхлынула, и на смену ей пришло ЛИЦО — безмятежное, странное и такое огромное — во весь потолок, во весь мир, во все небо — что хрипуновская мама даже не поняла — мужское оно или женское. /впервые упоминается ЛИЦО/
Мальчик, — повторил голос. — 22 АВГУСТА. 900-ЛЕТНИЙ КРУГ ЗАМКНУЛСЯ, песок на аламутских камнях крутануло обратной спиралью, и хрипуновская мама облегченно потеряла сознание. Хрипунов родился с длинной чернявой челкой и тремя складочками на лбу. Складки были сложены в правильный треугольник, вершиной вверх /знак, клеймо?/, и придавали крошечному лицу какое-то странное выражение… Неприятно осмысленное, что ли. Ну, как если бы в комнату вошла обычная домашняя кошка и, сузив глазищи, вежливым голосом попросила...
...Вот глазки у хрипуновской мамы были странные — непроницаемые, чересчур быстрые. Да и некоторая раскосость — необычный, редкий разрез. Не такие глаза должны быть у женщины, за спиной которой сотни поколений скучных тихих землепашцев. Пожалуй, единственный, кто, заглянув в эти глаза, смог бы понять хоть что-то, был Хасан ибн Саббах. Но он умер в 1124 году."
стр.1. продолжение следует
стр.3
/ Продолжим о Хасане/
"...До 17 лет Хасан прожил в Рейе — персидском городе... Ремесленник-чеканщик ввел его в причудливый мир исмаилимзма. Потом настало время вопросов, но чеканщик только качал головой. И когда Хасан уже отчаялся//насытить тяжело ворочавшуюся ДУШУ /т.е. душа у него пока ещё есть/, чеканщик привел его к шорнику Бу Наджиму. Он знал ответы на все вопросы. Но не ответил ни на один. И лишь когда Хасан смиренно понял, что не понимает ничего, каркнул — в Каир! В Каире...
/ Продолжим о Хасане/
"...До 17 лет Хасан прожил в Рейе — персидском городе... Ремесленник-чеканщик ввел его в причудливый мир исмаилимзма. Потом настало время вопросов, но чеканщик только качал головой. И когда Хасан уже отчаялся//насытить тяжело ворочавшуюся ДУШУ /т.е. душа у него пока ещё есть/, чеканщик привел его к шорнику Бу Наджиму. Он знал ответы на все вопросы. Но не ответил ни на один. И лишь когда Хасан смиренно понял, что не понимает ничего, каркнул — в Каир! В Каире Хасан прошел 9 ступеней бахира, 9 шагов, отделяющих простого смертного от вечности. И в тот день, когда ему позволили ступить на 9-ю, последнюю ступень, столп ИСКАЖЕННОГО СВЕТА уперся в голову нового наместника Аллаха на Земле...
/Наместника Аллаха? Как это? Впрочем, ниже почитаем про исмаилизм - может быть, что-нибудь прояснится/
/Т.е. Хасану это не от рождения, это он сам себе на свою голову накопал проблем, изучая эти 9 ступеней бахира. Или избравший его Аллах таким путём готовит его к совершению зла и к геенне? Кстати, я не нашла нигде, что это такое - 9 ступеней бахира/
...Надо было всего лишь, не задумываясь, слушать ГОЛОС, пришедший вместе со светом, и знать, что все, кто не верит в этот ГОЛОС — не люди... И еще ужасно и постоянно БОЛЕЛА ГОЛОВА — всегда, целую жизнь. ...Хасан вообще никого не хотел убивать. Но ГОЛОС требовал власти и смерти. Власти и смерти... / Вот уж точно это не есть глас Божий! /
/Теперь почитаем про исмаилизм/
Исмаилизм. Материал из Википедии
Исмаилизм — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу 8 века. Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении. Со временем исмаилитское движение приобрело признаки самостоятельного религиозного течения. На этом первоначальном этапе движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения, учения зороастризма, иудаизма, христианства и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира.
/т.е. исмаилизм - это такая мешанина всего, что там возможно всё что угодно/
Постепенно исмаилиты набирали силу и влияние. В X веке в Сев. Африке ими был основан халифат с центром в Каире. Но в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами. После падения халифата в XI веке центр исмаилитов переместился из Египта в Сирию, а затем в Персию. Но центр общины исмаилитов в Персии Аламут пал в 13 веке от нашествия монголов
Структура и идеология исмаилизма
Одна из философско-теологических догм исмаилитов: Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» (букв. «проповедник»): Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. По учению исмаилитов, в мир должно прийти 7 пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят 7 имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, 7-го пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.
Для религиозной доктрины исмаилитов характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от веры в предопределение, характерной для правоверного ислама.
rushist.com Исмаилизм
История. Исмаилиты – известнейшие сектанты крайнего, радикального шиизма. Они распространили свое учение при помощи миссионеров (даи), которые проповедовали прежде всего иносказательное толкование Корана, утверждая, что изречения Мухаммеда не следует понимать буквально: они имеют, якобы, скрытый, аллегорический смысл. Около ста лет деятельность секты была главным образом религиозной, но потом была направлена к достижению политических целей (в Иране и Сирии).
В Месопотамии было создано тайное заговорщическое общество, в котором имелись степени посвящения. (Оно было весьма похоже на западное масонство. Не исключено, что происхождение последнего тесно связано с предшествующими исмаилитско-иудейскими источниками). В Х веке исмаилитской власти были подчинены Тунис и Египет.
стр.3. продолжение следует
стр.2
/А вот и про Хасана./
"...Хасан был обычный человек — не старец горы и не исчадие ада. Обычный человек, просто Бог /Бог? Уж конечно, не Бог а скорее сатана!/ (Хасан привык называть его Аллахом) /думаю, что и Аллах никого не избирает для таких безобразий/* зачем-то избрал его и не отводил всевидящего ока, так что даже во сне Хасан чувствовал, как горит и выгибается его темя под тяжестью огромного луча ЧЕРНОГО НЕВИДИМОГО СВЕТА. И когда луч этот начинал шептать Хасану нездешним...
/А вот и про Хасана./
"...Хасан был обычный человек — не старец горы и не исчадие ада. Обычный человек, просто Бог /Бог? Уж конечно, не Бог а скорее сатана!/ (Хасан привык называть его Аллахом) /думаю, что и Аллах никого не избирает для таких безобразий/* зачем-то избрал его и не отводил всевидящего ока, так что даже во сне Хасан чувствовал, как горит и выгибается его темя под тяжестью огромного луча ЧЕРНОГО НЕВИДИМОГО СВЕТА. И когда луч этот начинал шептать Хасану нездешним ГОЛОСОМ, он шел убивать.
*/А вот если почитать про ислам, то оказывается, что "Бог" Корана Аллах как раз может это, может избирать людей для совершения зла: azbyka.ru/kratko-ob-islame. Православный сайт
/.../ Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению /.../ Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной, но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.
/.../В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу /.../
В Коране утверждается:
а) что все, происходящее в мире, подчинено безусловному предопределению Аллахом, а иначе происходить не может (17:13; 9:53);
б) что, в частности, и каждый человек имеет свою неизбежную, неотвратимую судьбу (17:13), каждому предназначается известный образ жизни и деятельности, доброй или злой, – чем явно подрывается всякая свобода и нравственность, и Бог становится виновником зла;
в) что Бог сотворил многих людей для геенны, и потому в собственном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189). Редакция
/Правда, Википедия трактует предопределение Аллаха по-другому: Вера в предопределение не должна приводить истинно верующих к фатализму и «списыванию» всех своих деяний на Бога. Каждый мусульманин обладает свободной волей и ответствен за свою деятельность/
Священник Даниил Сысоев. Православная оценка ислама. azbyka.ru/kratko-ob-islame.
В исламе следующие главные предметы веры: в Аллаха, его ангелов, его Писание, в его посланников, в последний день и в предопределение.
Аллах — особое существо, похожее на Бога христиан. Ему приписывается создание мира, ниспослание Писания и пророков и суд в конце времен. Однако в отличие от истинного Бога Аллах не личность. Он не добр, не дает свободы своему творению, ибо определяет все действия (как добрые, так и злые). Православная Церковь на основании Священного Писания отвергла тождество Аллаха с Богом Творцом, давшим Библию и спасшим нас во Христе. Аллах ислама не существует в действительности. Это результат извращения представления об истинном Творце, которое дьявол посеял в уме Мухаммеда. Мы можем назвать Аллаха идолом, построенным в уме мусульман, подобно тому как язычники измышляли себе ложных богов. /А как в Священном Писании сказано о язычниках, - их боги суть бесы/
Вера в ангелов в исламе также отличается от откровения Божия /.../ В результате искаженного понимания ангельской природы в исламе нет реальной духовной борьбы с демонами. Напротив, очень легко человек подпадает под действие духов зла.
Вера в Писания также отделяет ислам от христианства /.../ Православная Церковь считает Коран выдумкой Мухаммеда, основанной на демоническом внушении. Мусульмане же убеждены, что Библия — это человеческое искажение, неузнаваемо извратившее слово Творца.
Вера в посланников также отличает ислам от христианства (и иудаизма) /.../ Те посланники, которых упоминает Коран , хотя и носят имена, похожие на библейские, чаще всего не имеют почти ничего общего с реальными. Например, Христос объявляется не Богом, а творением /.../
Вера в последний день и воскресение у мусульман также не соответствует слову Божию/.../
Вера в предопределение — этот пункт является, пожалуй, самым возмутительным пунктом заблуждений мусульман. Согласно этой доктрине, сам Аллах является творцом всех поступков, как злых, так и добрых. Он дает силу убийце убить, прелюбодею — прелюбодействовать. Но при этом он же и накажет за это злодеяние.
Итак, мы видим, что в области вероучения ислам радикально извращает Откровение. И, что самое опасное, он облекает сатанинские идеи в знакомые христианам слова, чтобы сходством оболочки привлечь людей во тьму смерти.
azbyka.ru Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений
/.../ в отличие от истинного Бога, Аллах является источником зла.
«И добро и зло от Аллаха» (10). Аллах приносит пользу и вред (11), Аллах есть приносящий зло и дарующий блага” (12). Аллах усиливает порок в сердцах неверующих (2:10), «Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (13:11) /.../
/Вот и получается, что Хасан избран Аллахом для совершения зла и для геенны. А Хрипунов получает это как наследственную болезнь/
стр.2. продолжение следует
Не знаете, что почитать?